Распространение наркомании в Республике Беларусь, как и в других странах, представляет глобальную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. По статистическим данным в Республике Беларусь за 2012 год выявлено и взято на учет 1 179 человек, в том числе 18 подростков. К концу года на диспансерном и профилактическом учетах состояло 7 040 человек, из них 19 несовершеннолетних. Увы, это только официальная статистика, так как реальное количество лиц, страдающих наркоманией, по мнению специалистов, достигает в Республике Беларусь около 70 тысяч человек.
Подростковый возраст является критическим периодом в развитии человека, которому характерны психоэмоциональная неустойчивость, активное экспериментирование в различных сферах жизни, неподготовленность ко многим ситуациям социального риска. Наркомания у детей и подростков формируется в краткие сроки и отличается быстропрогрессирующим течением. Коварство проявляется в том, что подростки не замечают формирующейся зависимости и слишком поздно понимают, что речь идет уже не о «баловстве», а о необратимом заболевании. Этот вывод подтверждается результатами проведенного нами эмпирического исследования в одной из школ Брестской области.
В нашем исследовании приняли участие 73 подростка (37 девочек и 36 мальчиков) – учащиеся 9-х классов средней школы в возрасте 14-15 лет.
Для определения степени информированности подростков по проблеме наркомании и их отношения к профилактике нами были разработаны 2 анкеты, которые содержали вопросы как открытого, так и закрытого типа. Нас интересовало, знают ли подростки о том, что опасным является даже однократный прием наркотиков и не бывает безвредных наркотиков; насколько быстро формируется наркозависимость и что может быть оправданием для приема наркотиков; как по внешнему виду человека можно определить, что он употребляет наркотики и к кому можно обратиться за помощью при наркотической зависимости и др.
Полученные в процессе исследования данные подверглись качественной и количественной обработке и анализу.
Тревожным нам представляется тот факт, что большинство подростков (64%) не знает о возможности формирования зависимости от наркотиков даже при их однократном использовании, а 38% опрошенных полагают, что зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления. Они также не осведомлены о возможности развития привыкания к наркотику в том случае, если его не вводить в вену (56%). Около трети подростков не знают о возможности наступления смерти от однократного приема наркотика. Более того, пятая часть учащихся (21%) утверждает, что принимать наркотики можно только по медицинским показаниям. 18% считают, что принимать можно, когда жизнь не имеет смысла. 16% полагают, что это связано с жизненными обстоятельствами.
По мнению 14% опрошенных, оправданием приема наркотиков может быть желание придать себе смелости и уверенности. Такое же число подростков (14%) считает, что принимать наркотики можно для того, чтобы поднять авторитет в глазах других. 8% опрошенных утверждают, что оправданием приема может быть демонстрация своей независимости. Незначительное количество подростков (7%) считает, что неудобно отказываться, когда все пробуют, 3% прошенных полагают, что оправданием приема может быть стремление испытать эйфорию. Такое же число подростков (3%) затруднилось дать ответ на этот вопрос.
Таким образом, только половина подростков обладает необходимой информацией, позволяющей им осознавать опасность употребления психотропных веществ и выступающей важной основой их личностного самоопределения. Соответственно, другая половина может рассматриваться в качестве целевой группы образовательной профилактической программы по предупреждению наркозависимости в подростковой среде.
Полученные эмпирические данные легли в основу разработанной нами профилактической программы для подростков «Знай, чтобы жить». Ее целью стало формирование у подростков нравственных ориентиров и установок на ведение здорового образа жизни, препятствующих употреблению наркотических веществ.
При разработке данной программы мы использовали некоторые идеи и методические приемы, представленные в работах С.В. Березина и К.С. Лисецкого [1], Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского [2].
Мероприятия программы были созданы нами с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков (любопытство, стремление к новым впечатлениям, подверженность влиянию сверстников и авторитетов, психоэмоциональная неустойчивость, резкость в поведении, слабость самоконтроля, повышенная тревожность). В общении с ними акцент ставился на укрепление и развитие у подростков чувства личностного достоинства.
Прежде всего, подросткам следует дать достоверную, научно обоснованную информацию о распространенности наркомании среди молодежи, о сущности и видах наркотиков, о связи употребления наркотиков с ВИЧ-инфекцией и факторах формирования наркотической зависимости (лекция «Вся правда о наркотиках», дискуссия «Наркотики: мифы и реальность»). Теоретический блок программы завершает просмотр и обсуждение документального фильма «10 причин, по которым не стоит пробовать наркотики».
С целью способствовать осознанию подростками собственного отношения к наркотикам в программу включен классный час «Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть ЗАВТРА», в ходе которого учащиеся анализируют реальные ситуации вовлечения детей в употребление наркотических веществ, обсуждают идеи о том, что можно противопоставить наркотикам, просматривают видеоролики о вреде наркотических веществ.
Для выработки у подростков навыков отстаивания своей позиции и навыков защитного поведения, предотвращающих вовлечение подростков в употребление наркотиков, целесообразно провести тренинговое занятие «Пока беда не постучалась в дом». Посредством мозгового штурма «Почему люди употребляют наркотики?» они акцентируют внимание на причинах, побуждающих подростков употреблять наркотики, а затем предлагают альтернативные варианты получения такого же эффекта. На этом же занятии подросткам предлагается принять участие в ролевой игре «Семья» для того, чтобы усвоить стратегии выхода из ситуации возможного/реального употребления наркотиков. Суть игры состоит в том, чтобы придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника – найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию. Группа разыгрывает ситуацию, после чего необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.
Формированию у подростков осознанного неприятия наркотических средств как способов воздействия на свою личность способствует вовлечение их в ролевую игру «Суд над наркоманией». Выполняя роли лиц, задействованных в «судебном процессе», подростки находят факты и аргументы, оправдывающие обсуждаемое явление, а также факты и аргументы, подтверждающие его опасность и вред. Острая дискуссионная борьба заканчивается вынесением «приговора» наркомании как опасному социальному явлению.
Научиться определять, что чувствует человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен, подростки могут в игре «Марионетки». Каждый участник должен побывать в роли «куклы», всеми движениями и действиями которой безоговорочно руководит «кукловод». Не имея возможности сопротивляться, когда хочется это сделать, подростки начинают отчетливо понимать, что наркотики превращают человека в робота, которым может управлять любой так, как захочет. Это противоречит их представлению о себе как о самостоятельной активной личности, которая может и должна сама принимать решения относительно своей жизни и поведения.
Завершает работу с подростками проведение конкурса эссе «Обращение к сверстникам, которые хотят попробовать наркотики». Обязательное условие – обращение должно быть от собственного имени (Я).
По итогам апробации программы с учащимися 8-9-х классов нами были разработаны методические рекомендации по внедрению программы в условиях средней школы. Важно учитывать, что профилактические мероприятия должны быть направлены на формирование негативного отношения подростков к наркотикам и их употреблению, на выработку и тренировку навыков отстаивания своей позиции, навыков защитного поведения, предотвращающих употребление наркотиков и других психоактивных веществ. Мероприятия программы должны включать в себя информацию о действии психоактивных веществ на организм, о причинах и последствиях их употребления, формах профилактики и методах лечения заболевания, при этом профилактика должна быть нацелена на все формы злоупотребления психоактивными веществами, включая употребление табака, алкоголя, летучих наркотических веществ и т. д.
Профилактические мероприятия должны строиться на принципах непрерывности, целостности, долгосрочности, то есть предусматривать повторяющееся воздействие для укрепления первоначального профилактического эффекта.
Программа должна учитывать возрастные и индивидуально-личностные особенности подростков (любопытство, стремление к новым впечатлениям, подверженность влиянию сверстников и авторитетов, психоэмоциональная неустойчивость, резкость в поведении, слабость самоконтроля). Начинать проводить программные профилактические мероприятия нужно, не дожидаясь первых признаков неблагополучного поведения и употребления наркотических веществ. При этом важно, чтобы профилактические мероприятия проводились в доступной и интересной для подростков форме. Предпочтение должно отдаваться интерактивным методам работы (например, ролевые игры, дискуссии и т. д.), а не дидактическим информационно-образовательным методам. Руководители и исполнители программы должны обладать навыками социальной и коммуникативной компетентности, а также необходимыми знаниями и информацией. Им необходимо быть ответственными за свою жизнь, иметь адекватную самооценку, уметь делать выбор, иметь навыки общения и решения своих личных проблем. Косвенной целевой группой программы могут стать учителя и родители или авторитетные взрослые, которые могут помочь детям узнать новые факты относительно употребления наркотиков.
Для реализации программы необходимо привлекать психологов, учителей, социальных педагогов, специалистов по социальной работе, работников учреждений здравоохранения, культуры, органов социального обеспечения и опеки, правоохранительных органов, молодежных и спортивных организаций, непосредственно осуществляющих профилактику наркомании среди подростков.
Как до, так и после проведения мероприятия, а также в начале и в конце реализации программы необходимо проводить опросы участников с целью отслеживания эффективности мероприятия, динамики осознания проблемы и отношения к ней, степени добровольной вовлеченности обучающихся в мероприятия.
ЛИТЕРАТУРА
- Березин, С.В. Профилактика наркотизма: теория и практика / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Н.Ю. Самыкина. – Самара: Перспектива, 2005. – 272 с.
- Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М.: Радуга, 2004. – 192 с.