Как предупредить употребление подростками наркотических веществ

Распространение наркомании в Республике Беларусь, как и в других странах, представляет глобальную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. По статистическим данным в Республике Беларусь за 2012 год выявлено и взято на учет 1 179 человек, в том числе 18 подростков. К концу года на диспансерном и профилактическом учетах состояло 7 040 человек, из них 19 несовершеннолетних. Увы, это только официальная статистика, так как реальное количество лиц, страдающих наркоманией, по мнению специалистов, достигает в Республике Беларусь около 70 тысяч человек.

Подростковый возраст является критическим периодом в развитии человека, которому характерны психоэмоциональная неустойчивость, активное экспериментирование в различных сферах жизни, неподготовленность ко многим ситуациям социального риска. Наркомания у детей и подростков формируется в краткие сроки и отличается быстропрогрессирующим течением. Коварство проявляется в том, что подростки не замечают формирующейся зависимости и слишком поздно понимают, что речь идет уже не о «баловстве», а о необратимом заболевании. Этот вывод подтверждается результатами проведенного нами эмпирического исследования в одной из школ Брестской области.

В нашем исследовании приняли участие 73 подростка (37 девочек и 36 мальчиков) – учащиеся 9-х классов средней школы в возрасте 14-15 лет.

Для определения степени информированности подростков по проблеме наркомании и их отношения к профилактике нами были разработаны 2 анкеты, которые содержали вопросы как открытого, так и закрытого типа. Нас интересовало, знают ли подростки о том, что опасным является даже однократный прием наркотиков и не бывает безвредных наркотиков; насколько быстро формируется наркозависимость и что может быть оправданием для приема наркотиков; как по внешнему виду человека можно определить, что он употребляет наркотики и к кому можно обратиться за помощью при наркотической зависимости и др.

Полученные в процессе исследования данные подверглись качественной и количественной обработке и анализу.

Тревожным нам представляется тот факт, что большинство подростков (64%) не знает о возможности формирования зависимости от наркотиков даже при их однократном использовании, а 38% опрошенных полагают, что зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления. Они также не осведомлены о возможности развития привыкания к наркотику в том случае, если его не вводить в вену (56%). Около трети подростков не знают о возможности наступления смерти от однократного приема наркотика. Более того, пятая часть учащихся (21%) утверждает, что принимать наркотики можно только по медицинским показаниям. 18% считают, что принимать можно, когда жизнь не имеет смысла. 16% полагают, что это связано с жизненными обстоятельствами.
По мнению 14% опрошенных, оправданием приема наркотиков может быть желание придать себе смелости и уверенности. Такое же число подростков (14%) считает, что принимать наркотики можно для того, чтобы поднять авторитет в глазах других. 8% опрошенных утверждают, что оправданием приема может быть демонстрация своей независимости. Незначительное количество подростков (7%) считает, что неудобно отказываться, когда все пробуют, 3%  прошенных полагают, что оправданием приема может быть стремление испытать эйфорию. Такое же число подростков (3%) затруднилось дать ответ на этот вопрос.

Таким образом, только половина подростков обладает необходимой информацией, позволяющей им осознавать опасность употребления психотропных веществ и выступающей важной основой их личностного самоопределения. Соответственно, другая половина может рассматриваться в качестве целевой группы образовательной профилактической программы по предупреждению наркозависимости в подростковой среде.

Полученные эмпирические данные легли в основу разработанной нами профилактической программы для подростков «Знай, чтобы жить». Ее целью стало формирование у подростков нравственных ориентиров и установок на ведение здорового образа жизни, препятствующих употреблению наркотических веществ.

При разработке данной программы мы использовали некоторые идеи и методические приемы, представленные в работах С.В. Березина и К.С. Лисецкого [1], Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского [2].

Мероприятия программы были созданы нами с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков (любопытство, стремление к новым впечатлениям, подверженность влиянию сверстников и авторитетов, психоэмоциональная неустойчивость, резкость в поведении, слабость самоконтроля, повышенная тревожность). В общении с ними акцент ставился на укрепление и развитие у подростков чувства личностного достоинства.

Прежде всего, подросткам следует дать достоверную, научно обоснованную информацию о распространенности наркомании среди молодежи, о сущности и видах наркотиков, о связи употребления наркотиков с ВИЧ-инфекцией и факторах формирования наркотической зависимости (лекция «Вся правда о наркотиках», дискуссия «Наркотики: мифы и реальность»). Теоретический блок программы завершает просмотр и обсуждение документального фильма «10 причин, по которым не стоит пробовать наркотики».

С целью способствовать осознанию подростками собственного отношения к наркотикам в программу включен классный час «Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть ЗАВТРА», в ходе которого учащиеся анализируют реальные ситуации вовлечения детей в употребление наркотических веществ, обсуждают идеи о том, что можно противопоставить наркотикам, просматривают видеоролики о вреде наркотических веществ.

Для выработки у подростков навыков отстаивания своей позиции и навыков защитного поведения, предотвращающих вовлечение подростков в употребление наркотиков, целесообразно провести тренинговое занятие «Пока беда не постучалась в дом». Посредством мозгового штурма «Почему люди употребляют наркотики?» они акцентируют внимание на причинах, побуждающих подростков употреблять наркотики, а затем предлагают альтернативные варианты получения такого же эффекта. На этом же занятии подросткам предлагается принять участие в ролевой игре «Семья» для того, чтобы усвоить стратегии выхода из ситуации возможного/реального употребления наркотиков. Суть игры состоит в том, чтобы придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника – найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию. Группа разыгрывает ситуацию, после чего необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.

Формированию у подростков осознанного неприятия наркотических средств как способов воздействия на свою личность способствует вовлечение их в ролевую игру «Суд над наркоманией». Выполняя роли лиц, задействованных в «судебном процессе», подростки находят факты и аргументы, оправдывающие обсуждаемое явление, а также факты и аргументы, подтверждающие его опасность и вред. Острая дискуссионная борьба заканчивается вынесением «приговора» наркомании как опасному социальному явлению.

Научиться определять, что чувствует человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен, подростки могут в игре «Марионетки». Каждый участник должен побывать в роли «куклы», всеми движениями и действиями которой безоговорочно руководит «кукловод». Не имея возможности сопротивляться, когда хочется это сделать, подростки начинают отчетливо понимать, что наркотики превращают человека в робота, которым может управлять любой так, как захочет. Это противоречит их представлению о себе как о самостоятельной активной личности, которая может и должна сама принимать решения относительно своей жизни и поведения.

Завершает работу с подростками проведение конкурса эссе «Обращение к сверстникам, которые хотят попробовать наркотики». Обязательное условие – обращение должно быть от собственного имени (Я).

По итогам апробации программы с учащимися 8-9-х классов нами были разработаны методические рекомендации по внедрению программы в условиях средней школы. Важно учитывать, что профилактические мероприятия должны быть направлены на формирование негативного отношения подростков к наркотикам и их употреблению, на выработку и тренировку навыков отстаивания своей позиции, навыков защитного поведения, предотвращающих употребление наркотиков и других психоактивных веществ. Мероприятия программы должны включать в себя информацию о действии психоактивных веществ на организм, о причинах и последствиях их употребления, формах профилактики и методах лечения заболевания, при этом профилактика должна быть нацелена на все формы злоупотребления психоактивными веществами, включая употребление табака, алкоголя, летучих наркотических веществ и т. д.

Профилактические мероприятия должны строиться на принципах непрерывности, целостности, долгосрочности, то есть предусматривать повторяющееся воздействие для укрепления первоначального профилактического эффекта.

Программа должна учитывать возрастные и индивидуально-личностные особенности подростков (любопытство, стремление к новым впечатлениям, подверженность влиянию сверстников и авторитетов, психоэмоциональная неустойчивость, резкость в поведении, слабость самоконтроля). Начинать проводить программные профилактические мероприятия нужно, не дожидаясь первых признаков неблагополучного поведения и употребления наркотических веществ. При этом важно, чтобы профилактические мероприятия проводились в доступной и интересной для подростков форме. Предпочтение должно отдаваться интерактивным методам работы (например, ролевые игры, дискуссии и т. д.), а не дидактическим информационно-образовательным методам. Руководители и исполнители программы должны обладать навыками социальной и коммуникативной компетентности, а также необходимыми знаниями и информацией. Им необходимо быть ответственными за свою жизнь, иметь адекватную самооценку, уметь делать выбор, иметь навыки общения и решения своих личных проблем. Косвенной целевой группой программы могут стать учителя и родители или авторитетные взрослые, которые мо­гут помочь детям узнать новые факты относительно упо­требления наркотиков.

Для реализации программы необходимо привлекать психологов, учителей, социальных педагогов, специалистов по социальной работе, работников учреждений здравоохранения, культуры, органов социального обеспечения и опеки, правоохранительных органов, молодежных и спортивных организаций, непосредственно осуществляющих профилактику наркомании среди подростков.
Как до, так и после проведения мероприятия, а также в начале и в конце реализации программы необходимо проводить опросы участников с целью отслеживания эффективности мероприятия, динамики осознания проблемы и отношения к ней, степени добровольной вовлеченности обучающихся в мероприятия.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Березин, С.В. Профилактика наркотизма: теория и практика / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Н.Ю. Самыкина. – Самара: Перспектива, 2005. – 272 с.
  2. Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М.: Радуга, 2004. – 192 с.