Стиль детско-родительских отношений как фактор успешности обучения подростков

В подростковом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения системы межличностных отношений, а также для их осознания.

В подростковый период формируются устойчивые способы поведения, а также личностные особенности, выступающие в качестве ресурсов психологического преодоления трудностей. В формировании поведения и личностных качеств подростков существенную роль играют стиль воспитания родителей и детско-родительские отношения.

В семье закладываются стереотипы поведения, опираясь на которые человек в будущем будет взаимодействовать с другими и проблемы, возникающие   при этом, кроются, прежде всего, в специфике детско-родительских отношений  [15].

Детско-родительские отношения влияют на отношения подростка к окружающему миру, к людям и к общению с ними, а также к той деятельности, которой он занимается. Это в полной мере относится к такой специфической деятельности, как учебная деятельность.

В школьный период, особенно на его начальном этапе, учебная деятельность является одной из основных в жизни ребёнка. В процессе этой деятельности формируется и развивается его личность, появляются и получают развитие психические новообразования. Учебная деятельность являет собой значительную часть жизни школьника. Однако сам процесс протекания учебной деятельности, его успешность, а как следствие и успеваемость школьника, во многом являются зависимыми от стиля взаимоотношений в семье.

Целью исследования является изучение стиля детско-родительских отношений как фактора успеваемости подростков, в частности, исследование зависимости успеваемости подростков, учащихся общеобразовательной школы от стиля взаимоотношений их с родителями.

Объект исследования - успешность обучения подростков.

Предмет исследования – взаимосвязь обучения и стилей детско-родительских отношений.

Гипотеза исследования: успешность обучения подростков связана с гармоничностью стиля детско-родительских отношений.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить и систематизировать опыт психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений и успешности обучения подростков.
  2. На основе комплекса методик изучить стили детско-родительских отношений подростков и выявить их влияние на успеваемость.
  3. Разработать Программу мероприятий по коррекции детско-родительских отношений.

Методологической основой исследования выступили: личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев), где личность ученика рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в учебной деятельности и в общении, определяет характер этой деятельности; системно-структурный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Е.И. Степанова); концепции индивидуальности (Б.Г. Ананьев).

Теоретическая основа исследования. Существует немало разносторонних и взаимодополняющих исследований влияния родителей на формирование личности ребенка и успешность его функционирования в социальной среде (Кондрашенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В., Братусь Б.С. и др.).

В ходе исследования использованы разнообразные методы исследования: обзорно-аналитический; анализ документов; тестирование; количественно-качественный и статистический анализ результатов исследования.

Для реализации цели экспериментального исследования (исследование детско-родительских отношений в семьях, нами были использованы следующие методики психодиагностики:

тест-опросник родительского отношения ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин);

тест «Кинетический рисунок семьи» - КРС (Р. Бэрнса, С. Кауфмана).

Новизна исследования: в работе представлен комплекс методик, с помощью которого выявлена взаимосвязь успеваемости и особенностей стиля детско-родительских отношений учащихся в подростковом возрасте, а также разработана программа коррекции детско-родительских отношений с целью повышения успеваемости школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что  результаты исследования, обнаружившие специфические показатели,
влияющие на успеваемость в целом, вносят новые элементы в личностно-деятельностный подход к оценке достижений учащихся.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами в области образования при работе со школьниками с целью повышения их успеваемости.

Опытно-экспериментальная база: в исследовании принимали участие учащиеся 8-х классов МОУ Красногорской средней общеобразовательной школы №2, РМЭ в количестве 40 человек и их родители.

Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Данная проблематика является предметом исследования многих гуманитарных наук: психологии, медицины, педагогики, социологии и других.

На первоначальном этапе исследования в двух группах подростков, воспитывающихся в семьях с различным уровнем детско-родительских отношений, в количестве 40 человек были выявлены семьи с нарушенными детско-родительскими отношениями: авторитаризм, отвержение ребенка и т.д. Это подростки 8 «б» класса. В 8 «а» классе детско-родительские отношения характеризовались благополучием.

По результатам исследования детско-родительских отношений, в семьях подростков, учащихся 8 «б» класса, особенно выражены шкалы «принятие-отвержение» ребенка, «кооперация», авторитарная гиперсоциализация, и «маленький неудачник». У родителей подростков, учащихся 8 «а» класса, больше выражены шкалы – образец социального желательного поведения и симбиоз.

Отцы подростков, учащихся 8 «б» класса, показывают высокий уровень отвержения подростка и считают его «маленьким неудачником». Матери и отцы подростков, учащихся 8 «а» класса, показывают высокие результаты по шкале образец социального желательного поведения. Причем следует отметить, что матери по всем шкалам показывают более высокие результаты, чем отцы, т.е. отвержение подростков, учащихся 8 «б» класса, ниже у матерей, чем у отцов.  Следовательно, неблагоприятные детско-родительские отношения в семье негативно влияют на развитие эмоционально-личностной сферы подростков.

В тех семьях, где подростки оценили своих родителей с высокой выраженностью по факторам «враждебность» и «конфликтность», у подростков выявлена низкая успеваемость; в семьях, где подростки оценили своих родителей высоко по фактору «симбиоз», «благополучные отношения в семье» наоборот, наблюдается высокий уровень успеваемости у подростков.

Корреляционный анализ подтверждает, что детско-родительские отношения оказывают влияние на успешность учебной деятельности, но не являются определяющими в подростковом возрасте, т.к. например, школьники  8 «б» класса,  при среднем уровне благоприятствования ДРО, могут показывать низкую успеваемость, а при низком уровне ДРО – среднюю успеваемость. В отличие от подростков 8 «б» класса, учащиеся 8 «а» класса в основном имеют высокую успеваемость при высоком уровне благоприятствования ДРО и среднюю успеваемость – при среднем уровне ДРО.

Необходимо было оказать психологическую помощь и проводить коррекционные мероприятия по преодолению  неблагополучия в детско-родительских отношениях. Психологическая помощь оказывалась подросткам и родителям 8 «б» класса. После завершения работы, которая проводилась в течение 1 месяца, был проведен контрольный эксперимент, с целью выявления  ее эффективности. Для этого мы использовали блок диагностических методик, выбранных на первом, констатирующем, этапе исследования.

По результатам проведения коррекционной работы была отмечена положительная динамика в ДРО на 20% в 8 «б» классе.

Кроме того, оценивая результаты успеваемости в конце 2011 года (первое полугодие), следует отметить, что в целом успеваемость в данном классе повысилась, однако еще есть неуспевающие ученики – 7 человек (35%), остальные показывают среднюю успеваемость (65%). Повысили свою успеваемость 7 подростков (35%). Тем не менее, из данного класса к концу 2011 года никто из учащихся не вышел в ударники, хотя у троих (15%) подростков средний балл по 10 учебным предметам теперь выше 4, они имеют по 1-2 «3», а один из подростков из неуспевающих перешел на обучение на «3» и «4».