Психологические проблемы формирования ценностного сознания учеников в современной школе

Формирование личности ученика в современной школе осуществляется в процессе социализации. Социализация, привлекая школьника к социокультурным ценностям, создает практическую среду, духовное и предметное пространство воспитания, без которых оно не имеет реального жизненного содержания. Итак, воспитание - это процесс, направленный на то, чтобы помочь ученику усвоить систему ценностей с целью формирования личности, то есть выработки определенных черт характера, привычек, нравственного поведения, развития мировоззрения. При таких условиях ценностный подход выступает как приоритетная психолого-педагогическая проблема.

Важной составляющей социализации как процесса возможностей сосуществования в социуме, являются социальные ценности. Именно они выступают в роли инструментов социального регулирования, тем промежуточным звеном, которое связывает интересы, потребности, мировоззрение человека с его конкретными идеями, поведением. Термином «ценность» обозначаются как самые значимые явления, так и ценностные отношения.

Систему ценностей социального субъекта могут составлять сущностно - жизненные (представления о добре и зле, счастье и т. д.); универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники); общественного признания (трудолюбие, социальный статус и т.д.); межличностного признания (честность, альтруизм и т.д.); демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет); партикулярные (принадлежность к малой родине, семье); трансцендентные (вера в Бога, стремление к абсолюту) ценности [1, с . 111].

Иерархию ценностей в процессе воспитания, по мнению многих исследователей, составляют трасцендентние ценности (душа, вера, надежда, любовь, покаяние), социометрические (человек - высшая ценность, воспитание направлено на каждого человека отдельно, его деятельность, гуманизм и т.д.); антропоцентричные (индивидуальность в структуре человеческих ценностей). Качественные и количественные характеристики ценностей находятся в двойной зависимости - от внутренних свойств их носителя и от потребностей и стремлений общества, человека, который выступает адресатом ценностей. Принимая во внимание уровень развития и организации, самоорганизации адресата, независимо от уровня организации общественных отношений, различают общечеловеческие, общенациональные, народные, семейные, коллективные (групповые), личностные ценности [2, с. 115].

От комплексного учета этих ценностей в процессе целостного воспитания учащейся молодежи во многом зависит конечный результат социализации, а этот процесс внутренне противоречив. В идеале социализированный человек должен соответствовать требованиям общества, но в то же время противостоять негативным тенденциям общественного развития, обстоятельствам, которые препятствуют истинному развитию его индивидуальности.

В современном обществе система духовно-ценностных ориентаций упрощается и все больше сводится к прагматичным стремлениям. Достаточно заметное место в нашей жизни заняли так называемые предметные ценности: личный интерес, выгода, корысть, рациональность, успех, престиж, прибыль. В повседневной жизни именно эти прагматичные, рационалистические ценности приобретают все большее значение. Подобные процессы проходят также в среде учащейся молодежи.

Современные ценности - это не только педагогическая и психологическая проблема, но и актуальная социальная и идеологическая проблема, проблема формирования у учащейся молодежи мировоззрения. Она выступает интегративной основой деятельности как отдельного индивида, так и малой или большой социальной группы. Социализирующая функция школы должна быть ценностно-ориентированной, способствовать становлению у школьников социально значимых качеств, которые будут определять их как личностей, способных динамически адаптироваться к новым общественным требованиям.

Формирование ценностных ориентаций в школе должно опираться на триединую формулу: единства учения (интеллектуальное развитие), воспитание чувств (нравственное воспитание), воспитание поступка (формирование навыков деятельности) [3,с. 135].

Ценностная ориентация - это направленность личности на усвоение определенных ценностей для удовлетворения своих потребностей. В ценностных ориентациях ценность выполняет роль своеобразного ориентира и соответствующего регулятора поведения и деятельности человека в предметной и социальной действительности, служит критерием в определении отношения человека к материальным и духовным благам, системе установок, отстаиванию принципов и убеждений. Личность ориентируется на те ценности, которые больше всего ей нужны в настоящее время и в перспективе соответствуют ее интересам и целям, импонируют ее опыту. Например, в профессиональной ценностной ориентации ученика такой ценностью может выступать конкретная профессия, с которой он связывает свои мечты, предусматривает планы на будущее.

Следовательно, потребность и ценность - две детерминанты ценностной ориентации. Процесс «перерастания» потребности в ценность опосредованный многими социально-психологическими факторами: материальными условиями жизнедеятельности, индивидуально-типическими чертами личности, ее наклонностями, способностями и т.д. Активное участие в этом процессе принимают: установка – как позиция, занятая личностью, проявляющаяся в отношении к объекту потребности, в готовности к действию, настроенности на нее; интересы; мотивы, цели, идеалы, побуждающие и направляющие активность человека в направлении объекта ценности, сознание (самосознание) как способность личности осознавать свои потребности, интересы, желания, стремления, контролировать их согласно моральным нормам и оценкам, соотносить с общественными ценностями и идеалами; убеждение - вера в успешность реализации носителем ценности конкретных потребностей и интересов; выбор как показатель окончательной определенности в определенной ценности. Схема психологической структуры ценностной ориентации может иметь следующий вид: потребности - установки (настроенность, отношение) - интересы - мотивы - цели - идеалы - сознание (самосознание) - убеждение - выбор - ценности [4; с.122].

Чтобы личность могла реализовать свои потребности, должны быть соответствующие объекты (ценности). Классифицируют ценности по-разному, в зависимости от того, какие виды потребностей они удовлетворяют, какую роль выполняют, в какой сфере применяются. Есть ценности, которые трудно отнести к какой-либо из групп, или которые касаются многих из них: условные, идеальные, интеллектуальные, непреходящие, вечные и др.. Все они находятся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности и имеют свойство влиять на психофизиологическое развитие и формирование личности.

Реализация человеком ценностной ориентации зависит от внутренних (уровня развитости имеющихся психологических механизмов) и внешних (системы общественных отношений, социально-политического строения общества и т.д.) факторов.

Сохранение классической и внедрение развернутой системы ценностных ориентаций - это показатель социализации личности и духовности государства. Ценностные ориентации являются ведущим качеством человека, характеризующим его как неповторимую индивидуальность. Стойкая и сбалансированная совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как целостность, надежность, преданность демократическим принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя указанных идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, преемственность в достижении поставленной цели.

Существенное влияние на становление ценностных ориентаций учащейся молодежи осуществляет такой социальный институт как школа. С одной стороны, особенностью учебной и предметно-преобразовательной (практической) деятельности современных учащихся является то, что в ней реализуется определенная система ценностей, выработанных обществом для регуляции социальных отношений ее членов. С другой стороны, благодаря ценностным ориентирам школьник решает многие жизненно важные для себя вопросы учебной, общественной, общественно полезной и других видов деятельности, в системе ценностных ориентаций воплощаются результаты его обучения и воспитания в отдельные возрастные периоды развития, особенности мировосприятия, усвоения общественных ценностей и норм поведения.

Задача школы на современном этапе -.осуществлять национальное воспитание, основанное на национальных и духовных ценностях, а именно национальные ценности тесно связаны с общечеловеческими. Сфера духовных ценностей включает смысл общих нравственных категорий. Целью настоящего образования должны стать нравственное самосознание, воспитание и развитие духовных ценностей учащейся молодежи.

Духовная ценность, которая приобрела для человека личностный вес, только тогда становится доминантой его "Я", когда постоянно побуждает к соответствующим поступкам. Личностный рост зависит от того, насколько определенная личность сочетается с общепринятой системой духовных ценностей, в какой мере укрепляется ее духовное сознание, что играет роль той внутренней инстанции, где происходит упомянутое соединение как процесс приобретения смысла социальных требований.

Укореняясь в структуре самосознания, духовная система превращается в морально значимую и ответственную активную установку. Она - единственная социокультурная основа преобразования внутренних возможностей личности в факт осуществляемых ею поступков и духовно-нравственного поведения в целом. [5, с.188].

Главными принципами формирования национальных ценностей современных школьников выступает морально-мировоззренческий фундамент  этноса. В структуре их содержания возможны следующие компоненты: гармония, добро, свобода, справедливость, семья, народ [6, с.96-97]. Конечной целью становления ценностных ориентаций современного ученика считаем национальный воспитательный идеал.

Идеал означает первообраз, образец совершенства, вершинную цель человеческих устремлений. Он принадлежит к формам опережающего отражения человеком действительности, его возникновение и формирование связано со способностью сознания ставить перед собой определенные цели. Это высшая цель, к которой стремится человек и которая руководит его деятельностью. Отсюда воспитательным идеалом считается эталон образцовой личности, он служит главным ориентиром в воспитании молодого поколения.

Известно, что каждая психолого-педагогическая система и присущий ей воспитательный идеал опирается на определенную философию, систему ценностей того общества, в котором функционирует. Одним из возможных критериев их классификации может быть сфера морально-этической самореализации человека. На этой основе он выделяет пять групп ценностей: абсолютные, вечные (доброта, честность, любовь, справедливость и т.п.); национальные (патриотизм, чувство национального достоинства, историческая память и т.п.); гражданские (говорится о правах и свободах человека, идеи социальной гармонии, уважение к законам и т.д.); семейные, которые воплощают в себе нравственные основы существования семьи, стоимости личной жизни, имеющие значение, прежде всего для самого человека, определяют черты ее характера, поведение и т.д. [7; с.39].

Особенно это важно для учащейся молодежи, поскольку происходит процесс становления ее как субъекта общественного воздействия, формирования ее социальных качеств, выбор жизненного пути. Идеал - не просто специфическая форма целеполагания, а один из компонентов мировоззрения индивида. Мировоззрение - это видение мира, прежде всего с позиций определенных идеалов. Идеалы определяют направленность духовной ориентации личности, приоритеты ее деятельности. Любое воспитание - это создание идеалов и их использования.

 

Литература

  1. Сухомлинська О.В. Цінності у вихованні дітей та молоді: стан розроблення проблеми // Міжнародні науково-практичні читання: “Цінності у вихованні підростаючого покоління: проблеми, пошуки, перспективи” (Київ, 20-21 листопада 1996року) // Педагогіка і психологія. - №1, 2007. - С.105-111.
  2. Чижевський Б.Г. Актуальні проблеми побудови системи виховання в умовах державотворення // Міжнародні науково-практичні читання: “Цінності у вихованні підростаючого покоління: проблеми, пошуки, перспективи” (Київ, 20-21 листопада 1996року) // Педагогіка і психологія. - №1, 2007. - С. 111-118.
  3. Пірен М.І. Етнопсихологія:підручник/ Пірен М.І. – К.: Університет»Україна», 2011. – 526 с.
  4. Орбан–Лембрик Л.Е. Соціальна психологія: Підручник: У 2-х кн. Кн.1: Соціальна психологія особистості і спілкування. - К.: Академвидав, 2004.
  5. Лютак О. Соціально-психологічні особливості адаптації українських школярів до польського культурно-освітнього простору. - Dziedzictwo kulturowe regionu pogranicza. - Тom III. - Gorzow Wielkopolski, 2010. – С. 185-195.
  6. Москалець В.П. Національний ідеал в національній школі. // Українське народознавство і проблеми виховання учнів. Матеріали Всеукраїнськоі наук.-практ. конференції 10-12 жовтня 1995р. Ч. 1. - Ів.-Фр., 1995. - С. 96-109.
  7. Ступарик Б.М. виховувати для правди і добра //Джерела, 1998. - №2. - С. 38-42.