Психологическая служба в вузе

Современная система образования предъявляет всё более высокие требования не только к уровню знаний, полученных в ходе обучения, но и к уровню развития личности выпускника. К характеристикам личности выпускника, формируемым в ходе обучения, относятся: умение принимать самостоятельное решение в сложных ситуациях, способность брать личную ответственность за свои решения и прогнозировать возможные их последствия [1]. Поэтому проблемы, с которыми чаще всего придется столкнуться студенту вуза, в большинстве своем касаются личностного роста и личных взаимоотношений.

В связи с этим значительно возрастает роль психологического сопровождения профессионального образования в вузе, необходимость которого подчеркивается в последнее время особенно. Специалисты на всех уровнях подчеркивают, что эффективное решение стоящих перед современной системой высшего профессионального образования задач возможно лишь при условии участия в образовательном процессе квалифицированного психологического персонала. В решении многих задач важную функцию выполняет психологическая служба вуза, основной целью которой является психологическое сопровождение развития личности студентов [2]. Таким образом, «психологическое сопровождение в вузе» - это организованная, структурированная и постоянно выполняемая работа психологической службы, направленная на личностное и профессиональное развитие будущего выпускника в период обучения в высшей школе, раскрытие потенциальных способностей студента, а также коррекция различных трудностей в его личностном развитии [5].

Проблемы студентов, возникающие в процессе обучения в высшем учебном заведении, имеют свою специфику на различных этапах обучения. У студентов первых курсов это, чаще всего, сложности, связанные с процессом адаптации к вузу. У студентов вторых-третьих курсов поводом для обращения к психологу чаще всего является разочарование в выбранной специальности, потеря интереса к учёбе, снижение мотивации. Для студентов старших курсов наиболее актуальным становятся вопросы самоопределение, планирования профессиональной деятельности. Кроме того, существуют проблемы, присущие любому студенту (проблемы личного характера, страхи, неадекватная самооценка, трудности принятия решения и т.д.), оказывающие влияние на психоэмоциональное состояние студента, а соответственно и на эффективность обучения. Однако существуют общие задачи психологического сопровождения:

  1. Помощь студентам в определении своих возможностей.
  2. Оказание психологической поддержки.
  3. Передача студентам необходимых для эффективной профессиональной деятельности и достижения успеха психологически знаний.
  4. Формирование у студентов позитивной жизненной позиции.
  5. Формирование у студентов ответственности за принятие собственных решений.
  6. Содействие руководству и преподавательскому составу института в создании условий благоприятных для формирования личности студентов.
  7. Содействие руководству института в укреплении корпоративной культуры [4].

Названые нами задачи реализуются в различных направлениях деятельности психологической службы института: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, научно-исследовательская деятельность.

Проблема психологической службы в вузе состоит в том, что опыт работы психологического сопровождения высшего образования недостаточно большой и психологическая служба в вузе зачастую фактически дублирует работу таковой в среднем учебном заведении.

Безусловно, в основе любой психологической службы есть базовые единицы, которые присутствуют в психологической службе любого типа, к таким единицам относятся, например, консультации и тренинги.

Важно здесь учитывать особенности различных категорий объекта работы психологической службы (в данном случае учащиеся  школ и студенты вузов), так как между ними есть различия.

Как учащимся школ, так и студентам вузов присуще стремление к самосовершенствованию, личностному росту, проявлению себя и своей позиции.

В модель психологической службы Межрегионального открытого социального института входят следующие структурные единицы:

- бесплатное психологическое консультирование;

- психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);

- психологические тренинги (в том числе направленные на формирование определенных навыков);

- тренинги личностного роста (направленные на изменение и развитие внутренних состояний).

По завершении обучения выпускники должны обладать достаточным уровнем психологической компетентности. Для этого образовательному учреждению  необходимо создать благоприятную среду для взаимодействия студентов  с преподавателями и родителями.

Далее, приведем результаты анализа работы психологической службы Межрегионального открытого социального института. На рисунке 1 представлены количественные показатели обращений за 2011-2012 учебный год и первого полугодия 2012-2013 учебный года.

 

Рисунок 1 – Количество клиентов психологической службы за 2011-2012 учебный год и первое полугодие 2012-2013 учебного года (половой и возрастной состав)

 

Таким образом, наблюдается стремительный рост количества обращений в психологическую службу: только за первое полугодие 2012-2013 учебного года службу посетило почти в два раза больше клиентов, нежели за весь 2011-2012 учебный год.

Кроме того, количество обратившихся в службу клиентов, не достигших восемнадцатилетнего возраста, увеличилось на 20%. А также на 40% увеличилось количество мужчин, обратившихся в службу за психологической помощью.

На рисунках 2 и 3 представлены типы обращений в психологическую службу за 2011-2012 учебный год и за первое полугодие 2012-2013 учебного года соответственно.

 

Рисунок 2 – Типы обращений в психологическую службу за 2011-2012 учебный год

 

Рисунок 3 – Типы обращений в психологическую службу за I полугодие 2012-2013 учебного года

 

Наибольшее число (около 40%) обращений в психологическую службу составляет проблемы семейной тематики. К ним относятся отношения с супругом или партнером.

Обращения по поводу панических атак, страхов, психотравмирующих ситуаций, пониженного эмоционального состояния составляют от 24% до 27%.

Меньше всего обращений в службу составляют обращения по вопросам детско-родительских отношений (от 14% до 18%).

Таким образом, психологическая служба Межрегионального открытого социального института состоит из следующих направлений работы.

Работа со студентами:

- психологическое консультирование;

- психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);

- тренинги личностного роста,  тренинги формирования навыков;

- тренинги  на тему «Психология карьеры и имиджа»;

- проведение мастер-классов с участием студентов других вузов;

- предоставление базы прохождения практики для студентов психологического направления обучения.

Работа с преподавателями-кураторами:

- мастер-классы для психологов-практиков, преподавателей-кураторов;

- балинтовские группы (разбор сложных ситуаций).

- Работа с родителями и другими категориями:

- индивидуальные консультации по различным проблемам.

- Психологическая служба имеет три основных направления работы:

- Психологическая помощь участникам образовательного процесса, сопровождение их в процессе получения высшего профессионального образования.

- Осуществление процесса прохождения различных видов практик студентов, обучающихся по направлению «Психология» на базе психологической службы.

- Совершенствование работы психологической службы.

 

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе / К.А. Абульханова-Славская // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы ; под ред. Б.Б. Коссова. – М., 1993. – С. 33-43.
  2. Аналитический отчёт по результатам Всероссийского мониторинга Службы практической психологии образования / В.В. Рубцов, Е.И. Метелькова и др.; отв. ред. Е.И. Метелькова. –Ч. 1. – М.: ФПО России, 2008. – 80 с.
  3. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства / И.В. Дубровина // Психологическая' наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 5-9.
  4. Жданова С.П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / С.П. Жданова. – Томск, 2007. – 252 с.
  5. Колосов Е.В. Психологическая служба вуза: теориями практика / Е.В. Колосов, В.Н. Бобылёв, В.А. Кручинин. // Высшее образование в России. – 2007. – № 3. – С. 10-13.