В кабале бакалавриата

С 2007 года в российском образовании появились новые ступени - «бакалавр» и «магистр». Вместе с ними наша страна начала переход к многоуровневой системе высшего образования. С января 2011 года, то есть, менее, чем через полгода, наступит один из наиболее важных этапов этой грандиозной реформы, когда российское высшее образование почти полностью распрощается с уровнем «специалист». 

ПТУшники под новым «соусом»?


В итоге многоуровневая система высшей школы РФ будет состоять из трех ступеней: «бакалавр», «магистр» и «доктор» (нынешний кандидат наук). Во многом решение прийти к этому варианту было продиктовано ситуацией, сложившейся в нашем горемычном образовании. Страна оказалась в демографической «яме», и число выпускников школ в ближайшее время может максимально приблизиться к количеству мест в российских вузах. В условиях, когда учреждения начального и среднего профессионального образования не испытывают аншлага, в Москве задумались о том, кто же в ближайшее время будет работать «на земле».

Подписание Болонской декларации (соглашения о приведении нашей системы образования в соответствие с европейскими стандартами) позволило России «убить» сразу нескольких «зайцев». Во-первых, квалификации выпускников российских вузов становятся «понятными» для Европы. Во-вторых, многоуровневая система дает возможность закрыть на внутреннем рынке труда дефицит кадров среднего звена – тех, которых раньше готовили профессиональные училища, колледжи и техникумы. И, в-третьих, обучение бакалавров по четырехлетним образовательным программам обещает экономию госбюджету, который существенно тратился на «специалистов», ведь их подготовка длится на год дольше.

Сегодня пока еще переходный этап на пути к Болонской системе, и в российском высшем образовании последний год действуют три ступени: «бакалавр», «специалист» и «магистр». А так как он прекращается с началом 2011 года, нетрудно догадаться, что набор последних в истории нашего государства специалистов происходит именно нынешней осенью. Кстати, по ряду специальностей выпускникам по-прежнему будут присваивать квалификацию «дипломированный специалист», но «массового абитуриента» это не коснется.


Программы проходят «обкатку»

Представители вузовского сообщества признаются - общество не готово к появлению «бакалавров». Но главные опасения вызывает то, что о бакалаврах нелестно отзываются работодатели.

Показательны результаты опроса, проведенного в конце прошлого года исследовательским центром рекрутингового Интернет-портала SuperJob.ru. Из опрошенных 1000 работодателей, представлявших отечественные организации и предприятия, более трети (35%) приравнивают бакалавров к тем, кто имеет неполное высшее образование. А некоторые респонденты утверждали о том, что «бакалавр – это недоделанный специалист».

Переубедить их в ближайшие годы будет непросто. Дело в том, что даже к современным специалистам у работодателей часто возникают претензии по поводу качества образования – особенно старые вузы нередко отстают от реалий и потребностей работодателей и дают студентам знания, утратившие свою актуальность.

Тем не менее, у России, присоединившейся к Болонскому процессу, обратного хода нет. Так или иначе, бакалаврам быть, и готовить их будут массово. Вот только с трудоустройством могут возникнуть вопросы. Тем более, что программы обучения бакалавров, будучи новыми, еще только проходят «обкатку».

Государственные вузы, которые ежегодно получают из Москвы контрольные цифры приема, должны набрать необходимое количество студентов, в том числе, и на программы бакалавриата. Иначе учредитель в виде Минобрнауки может посчитать, что вуз не пользуется у абитуриентов спросом. Поэтому неудивительно, что абитуриентам порой не рассказывают обо всех подводных камнях обучения на бакалавра. А иной раз почти гарантируют даже бесплатное обучение в магистратуре. Лишь бы, как говорится, заманить.

Хотя сейчас магистратуры пустуют, в будущем подавляющему большинству бакалавров бесплатное обучение в них будет заказано. Бюджетные места в магистратурах планируется давать тем, кто намерен посвятить дальнейшую жизнь педагогике и/или науке. Остальным же, скорее всего, придется учиться либо за свой счет, либо, если посчастливится, за счет работодателя.


Лови момент

Естественно, со временем работодатели свыкнутся с отсутствием альтернативы в виде специалистов и будут вынуждены принимать на работу выпускников вузов с дипломами бакалавров. Кое-кого даже доучат за свой счет в магистратуре или, вероятнее всего, в корпоративных учебных центрах, «затачивая» под требования конкретной компании.

Ныне же Россия переживает без преувеличения исторический момент, когда ее вузы в последний раз дают возможность абитуриентам получить дипломы специалистов. «Расставаться» с ними работодателям не хочется, ведь подавляющее большинство руководителей компаний и организаций училось во времена, когда готовили только специалистов.

Среди абитуриентов, особенно тех, которые собирались получить второе высшее образования и откладывали это дело «на потом», уже отмечается оживление. Трудно не понимать «сакральность» ситуации, когда выпадает последняя возможность стать за 3,5 года дипломированным специалистом. В дальнейшем на бакалавра даже тем, кто получает второе высшее, придется учиться «от звонка до звонка».