Лаборатория логопедических технологий и лаборатория информацинно-коммуникационных технологий в специальном образовании

Лаборатория логопедических технологий

 

Цель лаборатории: содействие профессиональному росту и самореализации студентов, формирование профессиональной компетенции в области логопедии.

 

Научный сотрудник: Норкина Елена Леонидовна, кандидат педагогических наук.

 

Образование: высшее профессиональное (Марийский государственный институт им. Н.К. Крупской, специальность: социальная дошкольная педагогика и психология, квалификация: педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии, 2005 г.).

 

Электронная поста: psihcaf@mail.ru

 

Тел.: 8 (8362) 30–44–28

 

Основные направления деятельности лаборатории:

1. Диагностическое сопровождение включает формирование, обновление базы данных методик логопедического обследования для обучения студентов.

2. Учебно-методическое сопровождение предполагает методическое обеспечение профессионального обучения студентов, внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

3. Психологическое сопровождение помогает развитию коммуникативных навыков, эмпатийных способностей и эмоционально-волевой саморегуляции студентов в процессе образования.

4. Программно-ресурсное сопровождение обеспечивает овладение студентами навыками логопедической работы для каждой категории лиц, имеющих инвалидность и ограниченные возможности здоровья.

5. Социальное сопровождение помогает овладению студентами умениями организации доступа к информации и возможностей интеграции в социальную и культурную жизнь общества людей с ограниченными возможностями.

 

Результаты работы лаборатории:

Публикации

Шишкина О.В. Развитие творческого потенциала и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья / О.В. Шишкина // Психология обучения. - 2017. - №4. – С. 57-67.

Андреева С.Н. Развитие творческого потенциала и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья / С.Н. Андреева // Психология обучения. - 2017. - №4. – С. 57-67.

Шишкина О.В. Взаимодействие психолого-педагогической и медицинской служб в помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Казанский педагогический журнал, 2016. – № 2-1 (115). – С. 183-187. Андреева С.Н. Развитие творческого потенциала и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья / О.В. Шишкина // Психология обучения. - 2017. - №4. – С. 57-67.

Калмыкова О.В. Коррекция эмоциональной сферы родителей и психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / О.В. Калмыкова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. - №1. – С. 65-67.

Заболотских О.П. Взаимодействие психолого-педагогической и медицинской служб в помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья / О.П. Заболотских // Казанский педагогический журнал, 2016. – № 2-1 (115). – С. 183-187.

Заболотских О.П. Problems of Rehabilitation of Persons With Self-Destructive Behavior After Combat Stress, 2016. – Volume: 11. – Issue: 8. – Page No.: 1890–1893.

Заболотских О.П. Management Effectiveness of Students Socialization as a Development Imperative of Cultures Dialogue and Civilizations Partnership / International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S2) 177–183.

Козина И.Б. Age Dynamics in Formation of Regulatory and Speech Functions in Preschool Age: Neuropsychological Aspect The Social Sciences (2016 Volume 11) p. 1658 – 1666.

Козина И.Б. Особенности становления произвольной регуляции деятельности у дошкольников с психоречевой патологией, воспитывающихся в полилингвальной и монолингвальной среде / И.Б. Козина // Психология обучения. 2014. № 10. – С. 129–142.

Козина И.Б. Neuropsychological Approach to the Study of Special Aspects of Development of Preschool Children with Psychoverbal Pathology // Review of European Studies. 2015. 7 (8). – С.52–59.

Козина И.Б. The Dynamics of the Indicators of Social Adaptation of Orphaned Children with Limited Health Abilities / Mediterranean Journal of Social Sciences.- 2015.- Vol.6, № 3 S7. – p.155–160.

Норкина Е.Л. Формирование сенсорно – перцептивных эталонов у детей с нарушением зрения на занятиях по конструированию / Е.Л. Норкина // Бакалавр. Научный журнал. – № 5-6 (6-7), 2015 г. – С. 16–19.

Норкина Е.Л. Современные формы повышения квалификации педагогов в системе коррекционного образования / Е.Л. Норкина // Научно-методический журнал министерства образования и науки РМЭ. – 2015. – № 2. – С. 22–25.

Норкина Е.Л. Компетентностный подход к отбору содержания дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» / Е.Л. Норкина // Вестник Марийского государственного университета. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2013. – № 12. – С 112–115.

 

Положение о лаборатории логопедических технологий  (pdf)

 

 Лаборатория информацинно-коммуникационных технологий в специальном образовании

 

Лаборатория представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы логопеда. Оформление кабинета создаёт для студентов атмосферу психоэмоционального комфорта, создаёт рабочий настрой и мотивирует студентов на учебную деятельность.

 

На практических и лабораторных занятиях студенты закрепляют теоретические знания,  отрабатывают умения и навыки:

1. Комплексного изучения детей, обследования их речевого  психомоторного развития, составления индивидуальных коррекционных программ на ребёнка и перспективного плана работы по данным обследования.

2. Проведения индивидуальных и подгрупповых занятий, направленных на:

- коррекцию нарушений звукопроизношения;

- коррекцию нарушений грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- расширение словарного запаса и представлений об окружающем мире;

- формирование элементарных математических представлений;

- коррекцию звуко-слоговой структуры слова;

- профилактику нарушения чтения и письма, обучение грамоте;

- коррекцию нарушений мелодико-интонационной  и темпо-ритмической стороны речи;

- развитие общей и мелкой моторики, дыхания, графических навыков;

- развитие пространственных и временных представлений;

- развитие всех видов памяти, восприятия, мышления;

- развитие конструктивной деятельности.

3. Проведения консультаций родителей, воспитателей детского сада, учителей начальных классов.

4. Оформления логопедического заключения и ведения документации логопеда в различных типах учреждений.

 

Материально-техническая и методическая база лаборатории отвечает основным задачам образовательного и коррекционно-развивающего процесса. Критерии организации рабочего пространства кабинета:

Научность – обеспечение научно-методической базы деятельности логопеда, соблюдение квалификационных и методических требований.

Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; проведение разнообразных по форме занятий).

Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

 

В лаборатории созданы рабочие зоны:

Учебная - обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья, классную доску, рабочий стол преподавателя, компьютерный стол с компьютером; учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал.

Двигательная обеспечивает соблюдение режима двигательной активности и предусматривает небольшое свободное пространство (оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений, игр и т.д.

Диагностическая и коррекционно-развивающая зоны оснащены  специальным оборудованием и специальной мебелью (логопедический уголок, логопедический инструментарий, комплекты для развития мелкой моторики, «Кинезис» - логопедический БОС-кабинет, комплекс «Дон», «Параподиум», вертикализатор, ортопедический стул, костюмы «Адели», «Регент», «Атлант-лайт» и др.)

Релаксационная зона – сенсорная комната (панно «звездное небо», воздушно-пузырьковая лампа, мягкий пуф, кушетка, мультимедийные диски для релаксации и др.)

 

В лаборатории логопедических технологий МОСИ