Профилактика наркозависимости в системе профессионального образования (из опыта работы в ГБОУ НПО РМЭ «ПУ №8»)

В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью наркотических веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

По оценкам ООН число употребляющих наркотики людей в настоящее время составляет 3% населения всей нашей планеты.
За последние пять лет средний возраст начинающих наркоманов снизился с 16-17 лет до 13-14 лет.

А в России по официальным данным УФСКН регулярно употребляют наркотики 5,99 миллионов россиян. При этом от общего числа наркоманов в России 20% составляют школьники, 60% – молодежь в возрасте 16-30 лет и только 20% – люди старшего возраста.

В 2013 году в Республике Марий Эл зарегистрировано 12 преступлений, совершенных несовершеннолетними в сфере незаконного оборота наркотиков. А на профилактическом учете в ПДН ОВД республики по итогам 2013 года состояло 792 несовершеннолетних, из них 10 – за употребление наркотических средств.

Результаты анонимного анкетирования, проведенного среди студенческой молодежи ГБОУ НПО РМЭ «ПУ №8», показали, что 12,5% всех обучающихся уже пробовали наркотические вещества,
а 87,5% студентам предлагали наркотики. Причем большинство отмечало, что предложения попробовать поступали либо от незнакомого человека (46,1%), либо от приятеля (подруги), который уже сам употребляет наркотики (46,1%) (рисунки 1, 2).

Рисунок 1 – Количество студентов, пробовавших наркотические вещества

Рисунок 2 – Категории людей, предлагающих обучающимся

наркотические вещества

 

Сегодня в России просматриваются следующие тенденции детской и подростковой наркомании [2]:

- рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность;

- значительное расширение ассортимента наркотиков;

- высокий темп роста наркомании, особенно детской и подростковой;

- широкая доступность так называемых вовлекающих, или легких, наркотиков и включение их в молодежную субкультуру;

- феминизация (все большее количество молодых девушек начинают употреблять наркотики);

- возрастающий страх взрослых и стремление дистанцироваться, уйти от проблем подростковой наркомании, переложить ее решение
на правоохранительные органы;

- наркомания на сегодняшний день стала основным источником распространения сопутствующих заболеваний: гепатитов, ВИЧ-инфекции и СПИДа, заболеваний, передающихся половым путем.

Подростковый период – исключительно важный период в развитии психики ребенка и формировании его личности. Очень часто стремление подростками познать все новое, необычное, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших при неблагоприятно сложившейся ситуации приводят их
к употреблению табака, спиртных напитков и наркотических средств. Большинство подростков подвержены риску формирования у них наркотической зависимости [1]. Но нельзя с точностью сказать,
что именно является причиной, по которой наркотики так легко приживаются в молодежной субкультуре.

Факторами риска употребления наркотических, психоактивных веществ могут быть [4]:

- проблемы, связанные с физическим или психическим здоровьем;

- употребление родителями психоактивных веществ;

- высокий уровень семейного стресса, семейная нестабиль­ность, низкий уровень дохода в семье;

- личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий уровень интел­лекта, неприятие социальных норм, ценностей и т. д.);

- ранняя сексуальная активность, подростковая беремен­ность;

- проблемы межличностного общения в семье, в учебном заведении, в среде сверстников;

- регулярное общение со сверстниками, употребляющими психоактивные вещества, отсутствие устойчивости к их негативному влиянию.

Так, по мнению студентов ГБОУ НПО РМЭ «Профессиональное училище №8», основными причинами, толкающими подростков
к употреблению наркотиков, являются: «любопытство» – так ответили 39,5% респондентов, 26,7% студентов считают, что «это круто»,
«в этой жизни нужно попробовать все» – думают 21,3% опрашиваемых, и «употребляют друзья и знакомые» – ответили 12,5% респондентов (рисунок 3).

Рисунок 3 – Причины употребления наркотических веществ подростками

 

Согласно результатам опроса студентов ГБОУ НПО РМЭ «ПУ №8», употребление наркотических средств может привести к следующим последствиям: это может быть «опасно для здоровья» (74,1%), «возникают проблемы с деньгами» (20,7%) и «являются причиной преступлений» (5,2%) (рисунок 4).

Рисунок 4 – Последствия употребления наркотических веществ

 

Поэтому важным становится принятие действенных мер по предупреждению распространения наркомании среди несовершеннолетних и молодежи.

На первое место выходит профилактика употребления наркотических веществ. Согласно «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» [3] профилактика злоупотребления психоактивными веществами – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению
и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т. д.).

В ГБОУ НПО РМЭ «Профессиональное училище №8» обучаются 280 человек в возрасте 16-17 лет, большую часть которых составляют иногородние студенты, также в числе обучающихся есть выпускники коррекционных школ, школ-интернатов.

В нашем училище активная антинаркотическая пропаганда и работа по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса проводится по следующим направлениям:

 

1. Предупредительно-профилактическая деятельность включает:

- выявление «группы риска» среди студентов;

- организация профилактической работы по предупреждению правонарушений среди этой категории обучающихся;

- организация бесед и консультаций для преподавателей, обучающихся «группы риска» и их родителей;

- проведение совместных мероприятий со специалистами Республиканского наркологического диспансера РМЭ, с правоохрани-тельными органами – сотрудниками Заречного отдела полиции №3
г. Йошкар-Олы;

- разработка информационных листов, плакатов с информацией по проблеме потребления психоактивных веществ, о влиянии наркотиков на здоровье, о путях и методах лечения и профилактики наркомании, алкоголизма, табакозависимости;

- активное участие во всех молодежных программах, акциях
по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни республиканского и городского уровня.

 

2. Индивидуальная работа с обучающимися предполагает:

- составление и последующая работа с подростками «группы риска» по индивидуальным программам реабилитации (ИПР) и
с обучающимися, находящимися в социально опасном положении;

- привлечение подростков к участию в культмассовых и спортивных мероприятиях;

- работа по устранению отклонения в поведении (проводится Советом по профилактике правонарушений и преступлений);

- наблюдение за поведением студентов на уроках, в общении
со сверстниками и преподавателями;

- отслеживание успеваемости и посещаемости занятий «трудными» обучающимися.

 

3. Социально-педагогическая работа с педагогами и воспита-телями осуществляется в форме:

- проведения педсоветов с целью информирования педагогического коллектива о студентах, состоящих на учете (училищном и отделе полиции), и проводимой с ними работе;

- индивидуальных консультаций педагога-психолога;

- проведения инструктивно-методических совещаний.

В заключение можно добавить, что при проведении мероприятий по предупреждению распространения и употребления наркотических веществ в образовательных учреждениях нужно учитывать психологические особенности подростков, а также носить не запрещающий, а позитивный характер, так как важно формировать
у обучающихся не только представление о недопустимости употребления психоактивных веществ, но и показать им, как без помощи наркотических веществ можно сделать свою жизнь интересной.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Методы профилактики наркомании. – URL: http://fondnewlife.narod.ru/prevent.htm
  2. Модель подготовки специалиста по профилактике наркоманий в системе высшего профессионального образования: учебные программы / под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Образование-Культура, 2003. – 216 с.
  3. Приказ от 28.02.2000 №619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».
  4. Профилактика наркомании // Большая медицинская энциклопедия. – URL: http://doktorland.ru/profilaktika_narkomanii.html.