Особенности морально-нравственных ценностей современной студенческой молодежи и проблемы их формирования в условиях образовательного учреждения

Анализ практики воспитания молодежи все больше убеждает, что эффективная организация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях немыслима без глубокого изучения лицами, работающими с молодёжью, системы нравственных ценностей молодых людей, которой она руководствуется в своей жизни, как в конкретном единичном поступке, так и в жизненных принципах.

Недостаточное знание субъектами, воздействующими на молодёжь, особенностей духовного мира подрастающего поколения, неумение учитывать в педагогической деятельности закономерности формирования личности, выявленные психологической наукой, значительно ослабляет воспитательный процесс, вызывает внутреннее непринятие молодыми людьми ценных общественных моральных устоев.

Какие ценности предпочитает студенческая молодежь? Чем мотивирует поступки, поведение? К чему стремится? Известно, что если ответы молодых людей для себя на эти вопросы совпадают с общественным прогрессом, они детерминируют социальную и профессиональную активность, выступают в качестве движущих сил развития и формирования личности. В тех же случаях, когда такие ответы (а значит и взгляды, и установки) идут в разрез с нравственными нормами, они деморализуют молодых людей, направляют их поведение в асоциальное русло, криминализируют.

Социальное положение студенческой молодёжи имеет свою специфику. В отличие от своих сверстников, включённых в иную деятельность (служба в армии, труд), учащаяся молодёжь включена в учебную деятельность. В данных социальных условиях отношение к учебному процессу должна стать важнейшей нравственной ценностью, которая доминировала бы в потребностях, интересах и социальных ожиданиях молодых людей.

Для выяснения уровня знаний учащейся молодёжи в отношении социально-нравственных идеалов и «общечеловеческих ценностей» организовано эмпирическое исследование (2002-2007-2013 гг.), в котором приняли участие 720 человек: в 2002 г. - 158 студентов Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара (АГПИ) и 82 учащихся Арзамасского медицинского колледжа (АМК), из них 155 девушек и 85 юношей; в 2007 г. – 240 студентов АГПИ и АМК (выборка аналогична 2002 г.); в 2013 г. - 240 студентов Арзамасского филиала Нижегородского государственного  университета им. Н.И. Лобачевского (АФ ННГУ), из них 150 девушек и 90 юношей. Молодым людям был предложен вопрос: «Осознаете ли Вы следующие нравственные понятия: «долг», «справедливость», «ответственность», «достоинство»?». При повторных исследованиях была прослежена динамика усвоения морально-нравственных ценностей современной студенческой молодёжью (таблица 1).

Таблица 1

Динамика усвоения морально-нравственных ценностей

студенческой молодёжью

Морально-
нравственные ценности

Осознаю, %

Полностью

Пожалуй, понимаю что это значит

Не понимаю, что они означают

1986

1993

2002

2007

2013

1986

1993

2002

2007

2013

1986

1993

2002

2007

2013

Долг

39

24

17

31

33

51

42

36

45

48

10

34

37

24

19

Справедливость

47

40

24

19

20

47

39

41

39

35

6

21

35

57

45

Ответственность

40

15

18

48

54

50

52

31

42

38

10

33

51

10

8

Достоинство

33

34

27

25

25

60

57

65

54

66

7

9

8

21

19

Как видим, уровень знаний, составляющих социально-мировоззренческую и нравственную основу личностной позиции молодых людей снизился. А между тем основанные на знаниях понятия, взгляды и, тем более, убеждения, решающим образом определяют цели и мотивы учебной деятельности, отношение молодых людей к ней. Отсутствие нравственных взглядов, социально-нравственных представлений существенно затрудняет ориентирование современной молодёжи во многих сложных вопросах жизни общества, во внешней и внутренней политике государства. Ценности «долг», «справедливость», «ответственность», «достоинство» прямо или косвенно определяют направленность и степень действенности отношений личности к событиям или решению социальных задач.

Таким образом, необходимо целенаправленное воспитание нравственной системы ценностей в условиях учебного процесса вуза. Главные усилия психолого-педагогической, воспитательной работы с молодёжью должны быть направлены на содействие социально-психологической адаптации молодых людей. Необходимо активно помогать студентам в нахождении своей профессии, в определении своего социального статуса, в восстановлении веры в духовные ценности общества. В конечном итоге цель такой помощи – активизация личностного потенциала молодого человека, развитие его самостоятельности, самоопределения.

Действенным средством, формирующим нравственные ценности студенческой молодёжи, является постоянное развитие ценностной системы образовательного учреждения, где молодой человек в течение нескольких лет не только получает профессию, но и формируется как личность. В развитии нравственных ценностей студенческой молодёжи огромная роль принадлежит педагогам, их личностным качествам. Особенности ценностных отношений преподавателя пронизывает весь учебный процесс и воздействует на формирование ценностно-ориентационного блока студентов. Позитивные деловые, моральные, интеллектуальные, политические и другие качества преподавателя, его знания, уровень жизненного и профессионального опыта, психологический склад и т.д. обусловливают авторитет среди учащейся молодёжи [2,121].

Подлинной ценностью и эффективным средством положительного воздействия является высокая требовательность преподавателя, организующая весь учебный процесс. Принципиальная настоящая требовательность – качество синтетическое. Подлинной ценностью и эффективным средством положительного воздействия она становиться лишь гармонично сочетаясь со справедливостью, чуткостью, доброжелательностью, выдержкой, тактом преподавателя и другими высокими профессиональными и личными качествами.

Между преподавателем и студентами существует некоторая «разность потенциалов», которая служит мощным фактором, стимулирующим самовоспитание учащейся молодёжи, определяет эффективность разностороннего воспитания, усвоение новых духовных ценностей. В этом ключе А.С. Макаренко справедливо отмечал: «Самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность» [1, 351].

Это обязывает людей, работающих с молодёжью, с одной стороны, постоянно совершенствовать и повышать творческий, образовательный, воспитательный и др. уровни педагогической деятельности, с другой – непрерывно совершенствоваться самому, обогащать свой интеллектуальный и духовный уровень, чтобы сохранить стимулирующую «разность потенциалов», ибо с её исчезновением авторитет фактический превращается в авторитет фиктивный.

Положительный психологический климат в учебной группе представляет большую ценность в процессе формирования личности учащейся молодёжи. Одним из главных условий формирования адекватной системы ЦО современной учащейся молодёжи является искренняя дружба между членами учебной группы. Дружба сама по себе представляет важную обще социальную ценность, имеющую социально- политические, морально-психологические и другие аспекты. Она служит одним из оснований формирования у молодых людей способности к взаимопомощи, эмпатии, чувства коллективизма, товарищества.

Большую воспитательную ценность в учебной группе представляют искренность и откровенность в межличностном общении, основанные на доверии, личном расположении, взаимопонимании. Взаимная заинтересованность, возникающая в результате совместной учебной деятельности, совместной жизни, постоянное и тесное общение молодых людей, выявляют реальный нравственный облик члена учебной группы, ставят на вид его слабые и сильные стороны, формируют мнение о нём у сокурсников. Искренность, доверие и правдивость – ценности, формирующие и цементирующие общность людей, делающая коллектив эффективным средством формирования адекватных жизненных ориентиров и целей каждого своего члена, их воспитания.

Свойства и качества, приобретаемые учащейся молодёжью в системе отношений учебной группы, реализующиеся в положительно направленной учебной деятельности, в поступках, не расходящихся с требованиями к студенту, становятся его личностными ценностями, неотделимыми элементами духовного мира молодого человека. Данные ценностные ориентации являются источником силы, помогающей преодолевать жизненные трудности, защищать прогрессивные общественные интересы и идеи, осознанные и принятые как собственные, личные.

Принципиальный вывод состоит в том, что проблема воспитания нравственных ценностей современной студенческой молодёжи является чрезвычайно серьезной и требует должного внимания от специалистов всех сопряженных сфер. В связи с этим мы считаем целесообразным продолжение исследования ключевых аспектов проблемы.


Литература

  1. Макаренко А.С. Собрание сочинений. – Т. 4. – М.: АПН СССР, 1957. – С. 351.
  2. Патрикеева Э.Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи: монография. – Арзамас: АГПИ, 2008. – 155 с.