Отношение к употреблению алкоголя у лиц юношеского возраста

Потребление людьми алкоголя как наркотического, одурманивающего вещества началось около 8 тысяч лет до нашей эры, когда жители Евразии начали изготавливать и употреблять слабоградусные алкогольные напитки: пиво, мед и другие. Первоначально потребление алкоголя было связано с обрядами, традициями, но постепенно, с переходом общества от общины к феодальному и затем буржуазному устройству, появился «столовый», или «буржуазный», алкоголизм, когда алкоголь стал обычным продуктом питания, вне связи с обрядами [1]. Цивилизованное общество столкнулось с проблемами, связанными с потреблением алкоголя, с начала производства алкогольной продукции. С тех пор они сохраняют свою актуальность на протяжении веков и до настоящего времени продолжают оставаться одной из значимых медико-социальных проблем, угрожающих здоровью и безопасности людей. По данным Всемирной организации здравоохранения, 67–84% от всего населения стран Европы и Северной Америки употребляют алкоголь [2, с. 5].

Особое значение в современных условиях приобретает данная проблема среди современной молодежи. Вопросы, связанные с решением проблемы употребления алкоголя молодежью и поиском путей ее решения, изучаются и освещаются специалистами разного профиля. Исходя из того, что алкоголизм – проблема системная и многоуровневая, решают ее медицинские работники, социальные работники, психологи, педагоги социальные и другие специалисты. Одной из важных задач по предупреждению злоупотребления алкоголем и развития юношеского алкоголизма является выстраивание эффективной системы профилактики употребления алкоголя среди молодежи. Вместе с тем, выстраивание такой системы невозможно без выявления отношения молодых людей к употреблению алкоголя, в том числе мотивов его употребления.

С этой целью нами проводилось исследование с привлечением 70 студентов 1 и 2 курсов в возрасте 17-19 лет (35 девушек и 35 юношей), обучающихся на строительном и экономическом факультетах УО «Брестский государственный технический университет (Республика Беларусь). В качестве метода исследования использовался письменный опрос.

Представим наиболее интересные, на наш взгляд, результаты.

Ответы респондентов на вопрос «Часто ли вы употребляете спиртные напитки?» распределились следующим образом: 23% респондентов ответили, что никогда не употребляли алкоголь (17% юношей и 29% девушек), 54% указали, что употребляют алкоголь 1 раз в месяц и реже (46% юношей и 63% девушек), 20% ответили, что делают это 2-4 раза в месяц (31% юношей и 9% девушек). Таким образом, юноши чаще употребляют спиртные напитки, нежели девушки, также мы полагаем, что отвечая на этот вопрос, не все студенты были искренни, несмотря на анонимность обследования.

Юноши и девушки отдают предпочтение слабоалкогольным напиткам: юноши – пиву и вину (50% и 29% соответственно), девушки – вину (67%). При этом есть и такие студенты, кто в качестве предпочитаемых называет водку (17% юношей), энергетические напитки (5% юношей, 13% девушек), в 13% случаев девушки упоминают пиво. Предпочтение слабоалкогольных напитков кажется нам тревожным фактом, так как употребление любой алкогольной продукции сопровождается негативными последствиями. Кроме того, то, что студенты с долей определенности указывают предпочитаемые напитки, может рассматриваться как тенденция к формированию потребности в их употреблении. Это отчасти подтверждают и следующие данные. Отвечая на вопрос о критериях, по которым осуществляется выбор спиртных напитков, 85% студентов указали, что выбирают спиртные напитки по вкусу (89% девушек и 84% юношей), 9% – по градусу (8% юношей и 10% девушек), 5% ответили, что им все равно, что употреблять (4% девушек и 6% юношей). Выбор напитка по вкусу может быть связан с желанием произвести впечатление на окружающих, показать наличие у себя «изысканного вкуса», но такая мотивация является псевдокультурной.

Впервые попробовали алкоголь в 8-10 лет 5% опрошенных, в 13-14 лет – 31%, в 15-16 – 63% студентов. Таким образом, все опрошенные впервые попробовали алкоголь, будучи несовершеннолетними, при этом, согласно полученным данным, большинство – в старшем подростковом возрасте. При этом их предпочтения и вкусы, как отмечалось выше, уже сформировались, что заставляет усомниться в искренности ответов части респондентов на вопрос о том, когда они впервые попробовали алкоголь. С другой стороны, учитывая возраст респондентов, можно предположить быстрое привыкание к алкоголю.

Результаты ответов на вопрос о мотивах употребления алкогольных напитков показали, что: 41% опрошенных употребляют спиртные напитки для поднятия настроения; 25% – для того, чтобы снять стресс; 24% делают это для того, чтобы не было скучно. В числе единичных ответов у юношей – чтобы не чувствовать себя одиноким, так делают все их друзья, у девушек – вариант «по праздникам». Также 60% студентов отметили, что прием алкоголя повышает уверенность в себе, 11% опрошенных так не считаюти 19% респондентов предполагают, что у одних людей употребление алкоголя повышает уверенность в себе, у других – нет. Полученные ответы позволяют предположить, что юноши и девушки заблуждаются в отношении того, что алкоголь обладает «бодрящим», «вселяющем силу» воздействием на организм. А употребление алкоголя «для того, чтобы не было скучно», может говорить о том, что часть молодежи расценивает употребление спиртных напитков как своего рода «развлечение». Здесь хотелось бы отметить, что на вопрос о том, «чем вы обычно занимаетесь в свободное время», большинство респондентов ответили «просто отдыхаю», «общаюсь с друзьями», «гуляю», примерно треть опрошенных посещают музеи, кинотеатры, столько же – кафе, бары, четвертая часть – дискотеки, шоу-программы. Таким образом, свободное время большей части молодежи посвящено отдыху и развлечениям, в последнем случае такой отдых может провоцировать появление/формирование интереса к спиртному.

Не считают обязательным употребление спиртных напитков в праздники 37% респондентов, пояснив, что праздник можно неплохо провести и без алкоголя, 26% ответили, что в праздник обязательно употребление спиртных напитков (в основном для поднятия настроения и поддержания праздничной «алкогольной» традиции) и 34% испытуемых затруднились ответить на поставленный вопрос. У большей части респондентов, которые дали положительный ответ на этот вопрос, выявлена гедонистическая мотивация (стремление повысить настроение за счет употребления алкоголя), остальных побуждают к этому ошибочные традиционные мотивы, которые сложились в обществе, и питейные традиции, имеющиеся в отдельных семьях. Так, на вопрос «Принято ли в вашей семье отмечать праздники с приемом алкоголя?», 59% респондентов ответили положительно, 30% семей отмечают лишь некоторые праздники с приемом алкоголя, 11% студентов ответили, что в их семьях не принято отмечать праздники с приемом алкоголя.

Относительно употребления алкоголя были выявлены следующие данные: 50% юношей и 46% девушек обычно употребляют алкоголь в кругу друзей, 28% юношей и 49% девушек употребляют алкоголь дома, 14% юношей и 5% девушек делают это на дискотеке, и 8% юношей употребляют алкоголь на улице. Таким образом, у одной части респондентов употребление алкоголя действительно поощряется в семье, у другой – поощряется в компании сверстников. Вместе с тем, 59% опрошенных утверждают, что если в компании сверстников их уговаривают принять алкоголь, они отказываются (девушки чаще юношей). Соглашаются с такими предложениями 26% студентов, соглашаются, чтобы не обидеть – 13% (юноши чаще девушек). При этом 10% респондентов отметили, что будут чувствовать себя неуютно в компании, если не выпьют, 61% ответили, что будут чувствовать себя в данном случае вполне комфортно. Таким образом, можно отметить, что в юношеском возрасте уже не так остро оказывает свое влияние на молодых людей компания сверстников, многие юноши уже хотят продемонстрировать свое автономное мнение и позицию, в том числе и в отношении употребления алкоголя. Однако чаще всего употребление спиртных напитков все же происходит в кругу друзей, вероятно, в данной выборке употреблять алкоголь юношей и девушек больше побуждает не мотив «быть как все, соответствовать своей компании», а такие мотивы как «повеселиться вместе», «поднять настроение» и другие.

Рассмотрим ответы на вопросы о последствиях употребления алкоголя юношами и девушками. Отмечают у себя случаи провалов в памяти после употребления спиртного 23% респондентов, 10% признают, что употребление ими алкоголя становилось предметом обсуждения узнакомых и родственников, еще 10% отмечают, что употребление алкоголя стало причиной получения ими или другими людьми травм. Согласно полученным данным, 40% респондентов полагают, что вредное воздействие алкоголя на организм человека сильно преувеличивают, 60% опрошенных с этим утверждением не согласились. Отрицательное влияние алкоголя на умственные способности человека отмечает 71% студентов. Ответы на вопрос «Снижается ли после принятия алкоголя производительность труда?» показали следующее: 51% студентов полагают, что после принятия алкоголя человек начинает работать хуже, 34% утверждают, что если человек знает свое дело, он все равно будет хорошо работать, 15% считают, что производительность труда после принятия алкоголя может снизиться в незначительной степени. Такие результаты могут свидетельствовать либо о недостаточной осведомленности молодых людей в вопросах влияния алкоголя на организм человека, либо о незначимости для опрошенных аспекта связи употребления алкоголя и производительности труда, так как студенты  обучаются, а не работают.

В целом участники опроса выразили отрицательное отношение к людям, злоупотребляющим алкоголем и страдающим алкогольной зависимостью: 65% респондентов охарактеризовала таких людей как безответственных, раздражительных, неуравновешенных, 25% – как заторможенных, замкнутых, легкоранимых и лишь 11% опрашиваемых считают алкоголиков веселыми и общительными людьми.

Респондентам были заданы вопросы, касающиеся лечения и профилактики алкоголизма. Многие респонденты (61%) уверены, что человеку, страдающему алкоголизмом, можно помочь, 21% студентов сомневаются в этом. С тем, что доступность спиртных напитков влияет на общую алкоголизацию страны, согласились 63% респондентов, 27% считает, что все зависит от самого человека, и доступность алкоголя не имеет определяющего значения, 10% опрашиваемых не знают ответа на данный вопрос. Также студентам был задан вопрос о мероприятиях, которые могли бы снизить уровень алкоголизации в стране. Чаще упоминались следующие: увеличение стоимости алкогольной продукции; снижение доступности алкоголя; ограничение производства алкоголя, времени и мест продажи алкоголя; применение штрафных санкций к родителям, чьи несовершеннолетние дети употребляют алкоголь; проведение в городе различных акций и флэш-мобов; поощрение в виде различных бонусов тех, кто вовсе не употребляет алкоголь.

По результатам полученных в ходе исследования данных можно сделать вывод о том, что у участников опроса сложилось двойственное отношение к употреблению алкоголя. С одной стороны, многие юноши и девушки осознают вредное воздействие алкоголя на организм человека, некоторые даже отмечают у себя отрицательные последствия употребления алкоголя, выражают негативное отношение к людям, злоупотребляющим алкоголем, осознают, что доступность алкоголя влияет на уровень алкоголизации страны. Однако, вместе с тем, многие юноши и девушки употребляют алкоголь и считают его средством поднятия настроения, расслабления, отдыха. Также следует отметить тот факт, что далеко не все лица юношеского возраста до конца осознают негативное влияние алкоголя на организм человека, а некоторые даже отрицают, что употребление алкоголя негативно влияет на мыслительные процессы и производительность труда.

Мы полагаем, что у юношей и девушек данной выборки не сформирована ориентация на сохранение собственного здоровья и работоспособности как основных и обязательных фактора жизненного благополучия. В этой связи необходимо выработать целостную информационную стратегию, позволяющую решать задачи профилактики употребления алкоголя среди лиц юношеского возраста. Профилактика употребления алкоголя должна быть направлена и на демифологизацию алкоголя как символа престижа и выработку у молодежи твердой личной позиции негативного отношения к алкоголю, препятствующей алкогольным интересам, стремлениям, склонностям.


Литература

  1. Афанасьев, А.Л. Трезвенное движение в России, Европе, США как движение за самосохранение человечества (XIX в. – 1914 г.) / А.Л. Афанасьев // СОЦИС. – 1997. – № 9. – С. 117–122.
  2. Копытов, А.В. Алкогольная зависимость у подростков и молодых людей мужского пола. Социально-психологические аспекты / А.В. Копытов. – Минск: Изд. центр БГУ, 2012.– 400 с.