Профилактика риска развития компьютерной зависимости у младших школьников

Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни людей. С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми, так называемых компьютерных аддиктов. Влиянию новых технологий в большей степени подвержено молодое поколение (10-30 лет) (Е. Корнеева, А.Н. Леонтьева, В.И. Новосельцев). Как показывают исследования, наблюдается тенденция роста количества детей, имеющих игровую компьютерную зависимость.

В РБ игровая компьютерная зависимость обнаружена у 15% молодых людей, у 39% выявлены признаки повышенной увлеченности компьютерными играми (Ж.И. Трафимчик) [1].

Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте 10-17 лет. Этому способствует ряд факторов, основным из которых считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми (Ю.О. Прибылова, А.В. Федоров, М.С. Иванов) [2].

Таким образом, профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте. Однако нужно отметить, что вопросы профилактики компьютерной зависимости в настоящее время практически не разработаны. Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ на практике обусловлена тем, что сами пользователи компьютеров и их родственники не расценивают признаки, характеризующие риск развития компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной компьютерной зависимости (Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот) [3].

Кроме того, пользователи компьютеров, их родители и учителя недостаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение.

Основной задачей нашего исследования было определить отношение младших подростков и их родителей к компьютерным играм, а также выявить содержание и способы деятельности психолога по профилактике игровой компьютерной зависимости.

Для достижения поставленных задач мы использовали опросные методы:

– анкетирование младших подростков и их родителей;

– беседу с педагогом-психологом, вопросы которой были направлены на выяснение содержания и способов деятельности психолога по профилактике игровой компьютерной зависимости у младших подростков.

В анкетировании принимало 60 человек в возрасте от 10 до 14 лет (учащиеся 5, 6 и 7-го классов общеобразовательной школы), 25 родителей младших подростков и один педагог-психолог гимназии.

Проанализировав содержание ответов детей на вопросы анкеты, мы выяснили, что у большинства из них (70%) отношение к компьютерным играм сводится к тому, что им иногда хочется поиграть, 15% считают, что они равнодушны к компьютерным играм и 13% не представляют свою жизнь без компьютерных игр. Вместе с тем, у достаточно большого числа опрошенных подростков (67%) выявлена стадия увлеченности компьютерными играми.

Данная стадия характеризуется тем, что после того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Он переживает положительные эмоции, поэтому стремится повторить действия, доставляющие ему удовольствие, удовлетворяющие потребности. Вследствие этого, младшие подростки, очутившись за компьютером, начинают играть уже не случайным образом, а целенаправленно.

У 20% опрошенных существует риск развития игровой компьютерной зависимости. Эта стадия характеризуется тем, что у младших подростков возникает новая потребность – игра в компьютерные игры. Отсутствие такого риска выявлено всего у 13% опрошенных школьников, которые не заостряют свое внимание на компьютерных играх, и у них не возникает потребность играть на компьютере.

Важным показателем того, насколько дети увлечены компьютерной игрой, выступает время. Большинство (68%) опрошенных респондентов отметили, что они часто остаются за компьютером намного дольше, чем предполагали первоначально, приводя этому различные объяснения, например, «забыли о времени» (50% девочек, 66% мальчиков); «затягивает» – 11% ответов как мальчиков, так и девочек. В среднем младшие подростки проводят за компьютерной игрой от 2 до 5 часов в день(54%),меньше часа играют 21% мальчиков и 45% девочек. При этом 75% опрошенных никогда не скрывают от родителей то количество времени, которое они проводят за компьютерными играми, 20% – скрывают редко, 5% часто и 1% скрывают всегда.

Следует отметить, что у многих детей вызывало затруднение задание перечислить хорошие стороны компьютерных игр. В большинстве случаев и мальчики, и девочки указывали на следующее:

– способствуют развитию (35% девочек, 22% мальчиков);

– отвлекают (16% девочек, 10 мальчиков).

Более редкими высказываниями были: «модно» – 1% ответов, «собирают друзей» – 4% ответов, «учат правописанию»– 2% ответов.

Схожая ситуация была обнаружена в отношении способности детей определить отрицательные стороны компьютерных игр. Мальчики и девочки в основном указывали на то, что портится зрение и здоровье в целом (38%), может развиться зависимость (18%), игры могут вызывать агрессию (5%).

Представленные данные говорят о том, что профилактика игровой компьютерной зависимости должна начинаться уже в младшем возрасте. Данной точки зрения придерживается и педагог-психолог гимназии, имеющий достаточный опыт работы с детьми. В беседе он отметил, что работа СППС (социально-педагогической и психологической службы) школы направлена на профилактику зависимого поведения в целом.  Конкретный вид зависимости (в частности, компьютерная зависимость) не выделяется как направление профилактической деятельности специалистов. Однако при изучении документации службы СППС было выявлено, что в некоторых инструктивных документах игровая компьютерная зависимость выделяется как отдельный вид зависимости, для профилактики которого нужно проводить профилактические мероприятия.

Профилактика в гимназии осуществляется как собственными силами специалистов СППС, так и с помощью других педагогов, привлеченных специалистов из разных учреждений города. Так, в гимназии проводятся лектории для родителей с участием врача-психотерапевта, классные часы, организуются наглядные профилактические стенды, в библиотеке учреждения существует психологическая полка, на которой помещаются учебные пособия по этой тематике. Специалистами гимназии разработана тематическая тетрадь «Как не попасть в неприятную ситуацию», где описаны случаи развития у детей разных зависимостей, сопровождаемые наглядным изображением последствий данных ситуаций и рекомендациями по их предупреждению.

По мнению психолога, профилактику игровой компьютерной зависимости необходимо вести как с детьми, так и с их родителями, так как родители не всегда осознают последствия увлечения детей компьютерными играми. Это подтверждают и данные нашего исследования.

Так, 36% опрошенных родителей считают, что компьютерные игры безопасны для их ребенка, а 48% считают, что компьютерные игры могут вызывать зависимость. Также нужно отметить, что 28% опрошенных родителей часто запрещают детям играть в компьютерные игры и всего 16% не ограничивают своих детей от компьютерных игр и не запрещают им играть. При этом средний возраст, с которого дети начинают играть в компьютерные игры – 8 лет. Это тот возрастной период, в котором ребенок еще не способен контролировать свои желания и поступки и нуждается в помощи взрослых.

Достаточно большое количество родителей уверены, что не стоит прилагать усилия для предотвращения возникновения компьютерной зависимости у своего ребенка. Третья часть из них (32%) думает иначе и старается разнообразить досуг своего ребенка, отвлечь его от компьютерных игр либо отследить характер игр, в которые играет ребенок.

При этом, если родителям понадобится помощь в решении проблем, связанных с риском развития у ребенка компьютерной зависимости, то только 36% обратятся за помощью к специалистам. Это говорит о том, что родители действительно не вполне осознают серьезность и сложность ситуации попадания ребенка в зависимость от компьютерной игры и предпочитают решать свои проблемы самостоятельно, не выносить «сор из избы».

Следует также отметить, что при сопоставлении результатов анкетирования родителей и опроса подростков были выявлены некоторые несовпадения. Например, 63% родителей отмечают, что их дети проводят за компьютерными играми меньше одного часа, а 37% думают, что их дети играют от 1-го до 2-х часов. Опрос подростков показал, что в среднем они проводят за компьютерными играми от 2 до 5 часов. Это может говорить о том, что родители плохо осведомлены о реальной увлеченности детей компьютерными играми.

Анализ результатов исследования позволяет заключить, что современные подростки до конца не осознают вред, который приносят компьютерные игры. В целом их представления не дифференцированы, у них доминирует положительное отношение к компьютерным играм, которое поддерживается родителями. Профилактическая работа в школах не предусматривает выделение компьютерной зависимости в отдельную проблему, что говорит о ее недостаточной осознанности как специалистами, так и родителями.

С учетом эмпирических данных проведенного исследования нами разработана программа по профилактике игровой компьютерной зависимости у младших подростков, которая направлена на укрепление их личностного и социального статуса, а также на улучшение межличностных отношений со сверстниками и родственниками.

Программа состоит из 8 информационно-просветительских мероприятий (классный час «Компьютерные игры: вред и польза», семинар для родителей «Компьютер в жизни подростка», кинолекторий, классный час «Компьютерные игры глазами подростков», разработаны буклеты с методическими рекомендациями для родителей по профилактике игровой компьютерной зависимости, выставка плакатов, тренинг, спортивные состязания). Уже частичная апробация программы показала, что у детей конкретизированы знания о положительных и отрицательных сторонах компьютерных играх. Они начали более критически оценивать свое поведение в ситуации компьютерной игры, стремились проявить свои лучшие личностные качества, конструктивно взаимодействовать со сверстниками.

Таким образом, специальная работа с детьми в рамках профилактической программы позволяет снизить риск развития у них зависимости от компьютерной игры.


Литература

  1. Трафимчик Ж.И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность / Ж.И. Трафимчик // Весник БГУ. Серия 3.– 2010. – №2. – С. 42-45.
  2. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Психология зависимости: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2004. – 435 c.
  3. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот.– Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.