Этапы и методы экспериментального исследования волевого самопреодоления как психологического свойства личности

Волевое самопреодоление выступает в качестве психологического свойства личности, способствующего всестороннему развитию человека посредством преодоления собственных границ, внутренних барьеров ради стремления к образу «идеального Я». Исходя из данной трактовки понимания феномена личности формирующая стратегия экспериментального исследования волевого самопреодоления как психологического свойства личности состоит из трех основных этапов:

I. Констатирующий эксперимент: психологическая диагностика студентов очного отделения Поволжского государственного технологического университета (ПГТУ) гуманитарного и технического направлений обучения.

II. Собственно формирующий эксперимент: разработка и проведение тренинговой программы по развитию волевого самопреодоления как психологического свойства личности - формирующий эксперимент.

III. Контрольный эксперимент: проверка эффективности тренинговой программы. Анализ результатов исследования.

Первый этап предполагает психологическую диагностику студентов Поволжского государственного технологического университета (ПГТУ).

Цель этапа - выявление особенностей развития волевого самопреодоления как психологического свойства личности у студентов ВУЗа. В задачи данного диагностического этапа входило: апробация методик исследования, определение потребности в развитии психологического свойства личности волевого самопреодоления. На основе полученных данных произошло разделение испытуемых на контрольную и экспериментальную группы.

Для решения поставленных в исследовательской работе задач был составлен диагностический комплекс, который позволяет измерить общий уровень волевого самопреодоления: когнитивный, поведенческий, деятельностный и личностный элементы. Используемые в нашем исследовании методики, были определены согласно выделенным в теоретической части основополагающим компонентам структуры волевого самопреодоления.

Таким образом, диагностика осуществлялась по следующим методикам:

  1. «Самооценка силы воли» (ССВ) Н.Н. Обозова [1; с. 316];
  2. «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» (МУН) А.А. Реана [2];
  3. «Волевые качества личности» (ВКЛ) М.В. Чумакова [3];
  4. «Способы совладающего поведения» (ССП) Р. Лазаруса, С. Фолкмана. (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) [4];
  5. «Самоактуализационный тест» (САТ) Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза [5];
  6. «Тест жизнесойткости» (ТЖ) Д.А Леонтьева, Е.И.Рассказова [6];
  7. «Шкала общей самоэффективности» (ШОСЭ) В. Ромека [7].

Второй этап экспериментального исследования заключался в разработке и проведении тренинговой программы по развитию психологического свойства личности волевого самопреодоления - формирующий эксперимент.

Цель этапа определяла оптимизацию способности в достижении волевого самопреодоления посредством формирования жизнестойкости, выработки поведения, ориентированного на благоприятную реализацию самопреодоления в процессе деятельности, повышение самоэффективности личности при актуализации воли для преодоления трудностей и внутренних барьеров.

В рамках проводимого нами эмпирического исследования список показателей был сформирован следующим образом: каждому параметру из представленных методик был присвоен номер, с целью проведения математической обработки данных. Всего анализу подвергалось 39 когнитивных; поведенческих, деятельностных, личностных (само-процессы) показателей, гипотетически связанных с психологическим феноменом волевого самопреодоления.

На заключительном третьем этапе, целью которого являлось осуществление проверки эффективности тренинговой программы «Самопреодоление», был проведен детальный анализ и обсуждение полученных результатов исследования.

Помимо постэкспериментальной диагностики было проведено анкетирование участников треннинговой программы с целью установления обратной связи и получения информации о мнениях и впечатлениях по прохождению курса занятий.


Литература

  1. Ильин Е.П. Психология воли 2-е изд. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
  3. Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности / М.В. Чумаков // Вопр. психологии. - 2006. - № 1.  С. 169-178.
  4. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. - М.: 2007. - № 3. С. 93-112.
  5. Гозман Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. - М.: Рос. пед. агентство, 1995. - 44 с.
  6. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестой­кости. Методическое руководство по новой методике психо­логической диагностики личности с широкой областью применения / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказов. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
  7. Ральф Шварцер, Матгиас Ерусалем, Владимир Ромек. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология, 1996. - №7. C.71-77.