Влияние родительского воспитания на развитие мотивации достижения успехов

Мотивация достижения успехов играет важную роль в регуляции поведения человека. Изучение ее проблем является актуальным направлением в психологической науке, что обусловлено определенными тенденциями развития современного общества. Научно-технический прогресс, модернизация, расширение сферы предпринимательства, повышение престижности образования ставят человека перед необходимостью достижения определенного уровня успешности в ситуациях, связанных с соревнованием, объективной оценкой, конкурсным отбором. Часто его поведение в таких ситуациях зависит от силы и направленности мотивации достижения успехов. Это обусловлено необходимость расширения научных представлений в данном направлении.

Мотивация достижения - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач. Термином «мотивация достижения» обозначают стремление человека выполнять дело на высоком качественном уровне везде, где имеется возможность проявить свое мастерство и способность.

В отечественной психологии теория мотивации достижения развивалась в связи с исследованием уровня притязаний (М.Ш. Магомед-Эминов, В.К. Гербачевский, Т.В. Корнилова), изучались ее динамические факторы (персеверация, консумация, куммуляция): (И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов). Ю.М. Орлов рассматривал мотивацию достижения как результативную характеристику внутренней мотивации учебной деятельности.

Мотивация достижения понимается как внутреннее, относительно устойчивое стремление человека к успехам в разных видах деятельности. Г. Мюррей понимал мотив достижения как устойчивое стремление сделать что-то хорошо и быстро достичь определенного уровня в каком-либо деле [3].

Х. Хекхаузен определял мотивацию достижения как попытку увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может привести к успеху, либо к неудаче. В понимании Х. Хекхаузена мотивация не является основной причиной поведения. Он рассматривал мотивацию как понятие, описывающее динамику взаимодействия множества факторов в конкретном взаимодействии человека со
средой, включая опыт целеполагания и само поведение [2, с. 37].

Одной из малоизученных является проблема становления мотивации достижения в детском возрасте и проблема влияния на ее развитие социального окружения и, в частности, семьи, которая, по мнению X. Хекхаузена, представляет собой фактор, способствующий или нивелирующий развитие сильной мотивации достижения. Исследования Д. Макклелланда выявили, что родительское воспитание может иметь культурные различия, поэтому, изучение особенностей становления мотивации достижения ребенка, в условиях воспитания в российской культуре, представляет научно-практический интерес.

В  условиях стремительно разворачивающихся во всем мире изменений в разных сферах жизнедеятельности человека - политической, экономической, культурной, профессиональной и других, - семья остается единственным институтом, сохранившим сравнительно неизменной свою роль в его жизни.

Проводя большую часть своей жизни  в родительской семье, в ней человек получает первые представления о себе, об остальных людях, об окружающем мире, об основных нравственных категориях - добра и зла, хорошего и плохого, правильного и неправильного. В родительской семье он овладевает основными поведенческими навыками,  составляющими основу дальнейшего усложнения ею поведенческой активности. Семья выступает той константой, которая, проходя через всю жизнедеятельность человека, задает контекст, позволяющий наиболее адекватно понять причину совершаемых им поступков. В родительской семье закладываются основы той личности, с проявлениями которой мы активно взаимодействуем в быту или публично, постоянно или эпизодически, в профессиональной, политической, культурной или иной сферах.

Именно в родительской семье человек получает наиболее полное признание своей личности. Она закладывает основы экономического и психологического благополучия и более или менее  успешно «подпитывает» его на протяжении всей жизни. Семья дает поддержку и генерирует реальные стимулы большего расширения своей успешности в многообразном и динамичном социальном контексте. Без полноценной семьи человек утрачивает важнейшую «частичку себя», не позволяющую ему в полной мере получить удовлетворение от достигнутых свершений.

В течение жизни человек, реализуясь как личность, развивает свою собственную природу, обретает круг значимых друзей, осваивает и создает культурные ценности, а также проявляет себя перед самим собой. Однако, для полноценной реализации личности необходимо, чтобы тенденции ее развития были и имели свое место в жизни, даже если настоящая ситуация препятствует этому. Семья с ее особой морально-психологической атмосферой и спецификой межличностных взаимодействий между супругами, родителями и детьми разных возрастов оказывает постоянное воздействие на развитие мотивации достижения успехов.

В становлении данного важного качества большую роль играет разумная, продуманная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть ориентированной не на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у ребенка способностей, а на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Очень большое значение для развития личности приобретает вера ребенка в свои успехи. Ее постоянно должны вселять и поддерживать родители, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны тех, кто занимается воспитанием детей.

Д. Макклелланд считал, что именно мать является наиболее значимым человеком, способствующим формированию мотивации. Она подкрепляет желательное поведение поощрениями и устраняет нежелательное при помощи наказания. Именно она провоцирует возникновение у ребенка «аффективного изменения» или «наклона градиента ожидания», следующего за успешным или неуспешным разрешением ситуации достижения [2, с 194].

Влияние родительского воспитания на развитие мотивации достижения ребенка должно происходить с учетом воспитательной атмосферы в целом, поскольку одни и те же воспитательные воздействия могут носить противоположный характер в семьях с различными типами родительского отношения. Являясь исходной, первой, и, в начале единственной, референтной группой для ребенка, семья продолжает играть важную роль в качестве института социализации на стадии школьного обучения. Референтностъ делает личностно-значимыми для ребенка семейные установки и ценности, обеспечивая их присвоение. Важную роль в становлении эффективных взаимосвязей между уровнем достижений ребенка и их эмоциональным подкреплением в детском возрасте играют родители. Это обусловило необходимость изучения типов материнского воспитания и его влияния на особенности мотивации достижения ребенка.

Особенности мотивации достижения успехов ребенка во многом обусловлены социальными факторами, среди которых решающим является характер детско-родительских отношений. Сильная мотивация достижения успехов формируется в семьях, характеризующихся высоким уровнем притязаний и теплыми гармоничными взаимоотношениями, а также в семьях, где матери стимулируют способность к достижению, в то время как отцы уважают и поддерживают автономность, которую они подпитывают своим поощряющим отношением к самостоятельности.

 

Литература

  1. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова. - М., 2006.
  2. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения [Текст] / Х. Хекхаузен -СПб.: «Речь», 2011.
  3. Шнейдер, Л.Б.Семейная психология. Учеб. пос. для вузов. [Текст]/ Л.Д. Шнейдер. – М.: Академ. проект. Екатеринбург: Дел. кн., 2005.