Условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 
Локальные нормативные акты (Документы об организации образовательного процесса и по обеспечению доступа в институте инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья)
 
 
План мероприятий (Дорожная карта) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования на 2016-2030 годы АНО ВО МОСИ
 
 
Справка "Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" (Презентация)
 
        Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
 
Номер и наименование кабинета (объекта)Приспособленность помещений для использования инвалидами и лицами с ограниченным возможностями здоровья
101
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
114
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
115
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
116
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
202
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
204
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
205
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
206Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля. Лингафонное оборудование в количестве 10 комплектов (наушники + микрофон), мультимедийные колонки, пульт управления. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
207
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
208
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
211
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
212
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
214
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
215
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
222Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
223
Зал судебных заседаний
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы
224Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
302Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля. Автоматизированные рабочие места с выходом в сеть Интернет, доступом к электронной информационно-образовательной среде и установленным специализированным программным обеспечением
303Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля. Автоматизированные рабочие места с выходом в сеть Интернет, доступом к электронной информационно-образовательной среде и установленным специализированным программным обеспечением
304
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
305
Криминалистическая лаборатория
Лаборатория психофизиологии и экспериментальной психологии
Лаборатория государственно-правовых исследований
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля. Автоматизированные рабочие места с выходом в сеть Интернет, доступом к электронной информационно-образовательной среде и установленным специализированным программным обеспечением
306Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля. Автоматизированные рабочие места с выходом в сеть Интернет, доступом к электронной информационно-образовательной среде и установленным специализированным программным обеспечением
307
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
309
Лаборатория физики
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля. Автоматизированные рабочие места с выходом в сеть Интернет, доступом к электронной информационно-образовательной среде и установленным специализированным программным обеспечением
310
Лаборатория сетей и систем передачи информации
Лаборатории технической защиты информации
Лаборатория программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля. Автоматизированные рабочие места с выходом в сеть Интернет, доступом к электронной информационно-образовательной среде и установленным специализированным программным обеспечением
311
Лаборатории электротехники, электроники и схемотехники
Лаборатория современных управленческих технологий
Лаборатория управления финансами социально-экономических систем
Лаборатория проблем применения международных стандартов финансовой отчетности
Лаборатория социально-экономических исследований
Лаборатория информационных технологий планирования и управления бизнес-процессами
Лаборатории электротехники, электроники и схемотехники
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля. Автоматизированные рабочие места с выходом в сеть Интернет, доступом к электронной информационно-образовательной среде и установленным специализированным программным обеспечением
315
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
316
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
401
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Мультимедийные проекторы с экранами и акустической системой. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
402
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Мультимедийные проекторы с экранами и акустической системой. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
403
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Мультимедийные проекторы с экранами и акустической системой. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
404
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Мультимедийные проекторы с экранами и акустической системой. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
405
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Мультимедийные проекторы с экранами и акустической системой. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
406
Учебная аудитория
Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Мультимедийные проекторы с экранами и акустической системой. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
БиблиотекаРасширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Технические средства обучения, выход в сеть Интернет. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля
Автоматизированные рабочие места с выходом в сеть Интернет, доступом к электронной информационно-образовательной среде и установленным специализированным программным обеспечением
Актовый залРасширенные дверные проемы с контрастным обозначением, пандусы, одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля. Мультимедийные проекторы с экранами и акустической системой.
Спортивный залРасширенные дверные проемы с контрастным обозначением. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля.
Малый спортивный зал №1Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля.
Малый спортивный зал №2Расширенные дверные проемы с контрастным обозначением. Тактильные информационные указатели, выполненные шрифтом Брайля.
 
        Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
На путях движения к учебному зданию предусмотрены прозрачные (решетчатые) ворота и ограждения; при въезде на тротуар обустроены бордюрные пандусы. 
 
При входе в учебное здание предусмотрен пандус с поручнями уклоном менее 1:12, поверхность пандуса маркирована контрастным относительно прилегающей поверхности цветом.
 
В полотнах наружных дверей предусмотрены смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых расположена в пределах 0,3 - 0,9 м от уровня пола. Установлена кнопка вызова помощника с широкой зоной нажатия и подтверждением вызова звуковым и световым сигналами. Перед входной дверью размещена предупреждающая тактильная плитка. Входные двери в здание имеют расширенный дверной проем, выполнены контурным контрастным цветовым обозначением.
 
У входа в здание размещена вывеска с названием и графиком работы Института, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
 
Пропускная система турникетов предусматривает распашные калитки для беспрепятственного движения инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, использующих коляски.
В фойе здания размещен план учебного корпуса  (мнемосхема), выполненный на контрастном фоне рельефно-точечным шрифтом Брайля.
 
Оборудовано место для размещения собаки-поводыря (вольер) на время пребывания инвалида на территории Института.
 
Для инвалидов с нарушениеями зрения имеется тактильная ориентационная трость. Данная трость имеет специальный наконечник, обеспечивающий хорошее сцепление с напольным покрытием и удобнюу нескользящую пластиковую ручку с прикрепленным к ней шнурком для носки. На трость нанесены светоотражательные элементы согласно мирового стандарта.
 
Окно дежурного администратора, бухгалтерия, планово-финансовый отдел, отдел кадров, гардероб, библиотека, приемная ректора имеют пониженные локальные стойки-барьеры высотой не более 0,8 м.
 
На лестничных пролетах с 1 по 4 этаж установлены подъемные платформы. Имеется механизм складывания самой грузонесущей площадки для создания на лестничном пролете пространства, достаточного для эвакуации в экстренных случаях по требованиям пожарной безопасности. Подъемная платформа имеет сертификат соответствия.
 
Лестничные марши оборудованы поручнями, поручень перил с внутренней стороны непрерывный по все ее длине. Завершающие части поручня выступают на 300 мм и имеют направленность строго параллельно поверхности пола. Лестничные ступени маркированы контрастными сигнальными лентами. Размещены наземные тактильные указатели - тактильная плитка.
 
Установлены наземные тактильные указатели - тактильная плитка, направляющая разметка.
 
 
Входные двери в учебные аудитории и кабинеты имеют расширенные дверные проемы не менее 0,9 м., оснащены пандусами для беспрепятственного проезда на инвалидных креслах-колясках, выполнены контрастным цветовым обозначением. На прозрачных полотнах размещены предупреждающие знаки. 
 
Установлены кабинетки, выполненные на контрастном фоне, продублированы тактильными табличками доступности кабинетов, выполненные шрифтом Брайля. Все аудитории и кабинеты обозначены в соответствии с мнемосхемой.
 
 
На каждом этаже размещены мнемосхемы (поэтажные рельефно-тактильные планы)  с указанием нахождения выходов, кабинетов и лестниц в здании.
 
На первом этаже оборудовано доступное санитарно-гигиеническое помещение, которое обозначено визуальной и тактильной информацией согласно мнемосхеме. Установлена кнопка вызова помощи, раковина и унитаз установлены на высоте и расстоянии, соответствующей установленным требованиям. Раковина умывальника оборудована поручнями для опоры инвалидов при пользовании умывальником, возле унитаза предусмотрено пространство для размещения кресла-коляски, оборудованы поручни (стационарный и откидывающийся). Входная дверь в санитарно-гигиеническое помещение имеет расширенный дверной проем, выполнена контрастным цветовым обозначением.
 
   
В учебных аудиториях установлена специализированная мебель - одноместные адаптированные столы и стулья с регулируемой высотой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отдельные одноместные столы и стулья для лиц с нарушениями зрения и слуха. Рабочее место для слабовидящих инвалидов размещено у окна. Рабочее место для инвалидов  с нарушениями опорно-двигательного аппарата размещено у входа в аудиторию, организовано пространство, достаточное для беспрепятственного движения.
 
Условия питания и охраны здоровья для лиц с ОВЗ и инвалидностью 

Условия питания обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью:

С целью организации питания обучающихся и работников в соответствии с требованиями санитарных правил и норм в АНО ВО МОСИ заключен договор на услуги питания с организацией общественного питания - ООО «Бэст Фуд» (кафе «Стрекоза»).
Помещение кафе располагается на первом этаже Института. Вместимость – 80 посадочных мест.
Режим занятий обучающихся предусматривает перерыв между занятиями на прием обучающимися пищи: с 13.05 до 13.30 продолжительностью 25 минут, достаточный для принятия пищи, что соответствует требованиям ст.37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
В целях организации питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивается проведение следующих мероприятий: в кафе оборудовано место для приема пищи для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (с кнопкой-вызовом и услугами ассистента), вход в кафе имеет расширенный дверной проем, установлены пандусы.
 
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью:
При составлении графика учебного процесса определяется оптимальная учебная, внеучебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул.
Ведется пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда. Созданы условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
Проводятся мероприятия по профилактике и запрещению курения, употреблению алкогольных, слабоалкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и других одурманивающих веществ.
Обеспечивается безопасность обучающихся во время пребывания в Институте. Проводится профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Институте.
Проводятся санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия. Для обучающихся и работников Института проводится ежегодная вакцинация в соответствии с календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г. N 51н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
 
 
Адаптированные основные профессиональные образовательные программы высшего образования
 
 
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Официальный сайт АНО ВО МОСИ в сети Интернет адаптирован с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG), имеется версия сайта для слабовидящих в соответствии с ГОСТ Р52872-2012.

Для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья организован доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в компьютерных классах Института. При этом для студентов с доступно использование специальных возможностей операционной системы Win­dows, а так же предоставляются специальные технические средства и программное обеспечение: установлены программа Экранный увеличитель MAGic 13.0 Pro с речевой поддержкой, программное обеспечение экранного доступа "Jaws for Windows Pro". Имеется электронная лупа Bigger B2-35TV, выносная компьютерная кнопка большая Smoothie 125, компьютерный инклюзивный джойстик Optima Joystick, портативный видеоувеличитель Mars HD, клавиатура с большими кнопками для людей с ограниченными возможностями.

Учебные аудитории корпусов оборудованы комплектами звукоусиления и мультимедийными проекторами, установлены радиокласс  Индиго 1+1 и радиокласс Индиго 1+8. Обучающиеся могут воспользоваться собственными техническими средствами доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям через бесплатные Wi Fi точки Института.

Обучающиеся могут воспользоваться проводным доступ к сети Интернет с электронно-вычислительных машин компьютерных классов, кабинетов самостоятельной работы, библиотеки. Беспроводной доступ к сети Интернет возможен с личных устройств обучающихся и сотрудников, ноутбуков мобильного класса, кабинета самостоятельной работы.

Доступ в сеть Интернет предоставляется после обязательной однократной бесплатной регистрации. Регистрация пользователей выполняется сотрудниками отдела программно-аппаратного обеспечения.

ЭВМ компьютерных классов, библиотеки, кабинета самостоятельной работы доступны обучающимся как в учебное, так и во внеурочное время. Доступ к ЭВМ предоставляется бесплатно и не требует специальной регистрации или записи.

Доступ к системе внутренней телефонной связи предоставляется обучающимся по необходимости на вахтах учебных корпусов, деканатах, кафедрах.

 

Обучающимся доступны следующие информационные системы:

№ п/пНаименование информационной системыНазначениеПорядок доступаВозможность использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
1Официальный сайт АНО ВО "Межрегиональный открытый социальный институт"Сайт образовательной организации в сети Интернет, часть электронной информационно-образовательной среды АНО ВО МОСИ.
Предназначен для информирования обучающихся и иных лиц о деятельности филиала, предоставления обучающимся справочной информации по учебному процессу (расписаниям учебных занятий, методическим и иным материалам, описаниям образовательных программ и т.п.), хозяйственной деятельности, культурно-массовой, спортивной научной работе, платных услугах и т.п.
Свободный доступ с любого компьютера в локально-вычислительной сети Института или сети Интернет.
Адрес:http://mosi.ru
Доступно
2Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ» (сетевая версия) / Специальный выпуск «ГАРАНТ-Образование» (on-line версия)Справочно-правовая система по законодательству России. Обновляется еженедельно / ежедневно.Свободный доступ с любого компьютера в ЛВС организации (ярлык на рабочий стол добавляется автоматически, при авторизации пользователя). За пределами организации: http://edu.garant.ru/garant/study/Доступно
3Справочная правовая система «Консультант Плюс» (сетевая версия) / on-line версия «КонсультантПлюс студенту и преподавателю»Справочно-правовая система по законодательству России.
Разделы:
- законодательство;
- судебная практика;
- финансовые и кадровые консультации;
- консультации для бюджетных организаций;
- комментарии законодательства;
- формы документов;
- проекты нормативных правовых актов;
- международные правовые акты;
- правовые акты по здравоохранению;
- технические нормы и правила.
Обновляется ежедневно.
Свободный доступ с любого компьютера в локально-вычислительной сети Института (ярлык на рабочий стол добавляется автоматически, при авторизации пользователя). За пределами организации: http://www.consultant.ru/edu/student/study/Доступно
4Пакет «Антиплагиат.ВУЗ»Проверка работ обучающихся на наличие заимствованийДоступ с компьютеров библиотеки АНО ВО МОСИ, компьютеров кафедр и деканатовДоступно
5Университетская библиотека OnlineЭлектронная библиотечная система с возможностью получения полнотекстовых научных, образовательных и периодических изданийСвободный доступ с любого компьютера в локально-вычислительной сети Института : http://biblioclub.ruДоступно
6Личный кабинет обучающегосяЭлектронное портфолио студента. Обеспечивает информирование обучающегося о сведениях, хранимых о нем в информационных системах образовательного учреждения; фиксацию результатов освоения образовательной программы (включая хранение курсовых работ, выпускных квалификационных работ, рецензий на эти работы); доступ к рабочим программам дисциплин; учет и хранение индивидуальных научных, спортивных и учебных достижений)Авторизованный доступ с любого компьютера в локально-вычислительной сети Института или сети Интернет.Доступно
 
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью 

Обучающимся АНО ВО МОСИ, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, в рамках электронной информационно-образовательной среды обеспечивается доступ как к свободным (публичным) образовательным ресурсам (посредством предоставления бесплатного доступа к сети Интернет и ЭВМ, имеющим необходимое лицензионное программное обеспечение), так и к подписным ресурсам (с правообладателями которых заключены соответствующие договора или соглашения).
Доступ к свободным ресурсам возможен с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Для доступа к таким ресурсам на территории Института студенты могут бесплатно воспользоваться ЭВМ библиотеки, кабинетов самостоятельной работы, компьютерных классов, либо подключиться к ним с помощью личных устройств используя бесплатный доступ к беспроводной сети (Wi-Fi).

 

Сведения об электронных образовательных ресурсах, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями:
 

Ресурсы со свободным доступом:

Наименование ресурсаОписаниеАдрес
1Сайт Министерства образования и науки Российской ФедерацииОфициальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерацииhttp://минобрнауки.рф
2Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"Целью создания информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно ") является обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов и к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования. ИС "Единое окно" объединяет в единое информационное пространство электронные ресурсы свободного доступа для всех уровней образования в России. Электронная библиотека является крупнейшим в российском сегменте Интернета хранилищем полнотекстовых версий учебных, учебно-методических и научных материалов с открытым доступом. Библиотека содержит более 30 000 материалов, источниками которых являются более трехсот российских вузов и других образовательных и научных учреждений. Основу наполнения библиотеки составляют электронные версии учебно-методических материалов, подготовленные в вузах, прошедшие рецензирование и рекомендованные к использованию советами факультетов, учебно-методическими комиссиями и другими вузовскими структурами, осуществляющими контроль учебно-методической деятельности. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов содержит представленные в стандартизованной форме метаданные внешних ресурсов, а также содержит описания полнотекстовых публикаций электронной библиотеки. Общий объем каталога превышает 56 000 метаописаний (из них около 25 000 - внешние ресурсы). Расширенный поиск в "Каталоге" осуществляется по названию, автору, аннотации, ключевым словам с возможной фильтрацией по тематике, предмету, типу материала, уровню образования и аудитории. http://window.edu.ru/
3Федеральный портал "Российское образование"Федеральный портал «Российское образование» – это ежедневные публикации самых актуальных новостей, анонсов событий, информационных материалов для широкого круга читателей: учащихся и их родителей, абитуриентов, студентов и преподавателей. Еженедельно на портале размещаются эксклюзивные материалы, интервью с ведущими специалистами – педагогами, психологами, учеными, репортажи и аналитические статьи.  Читатели получают доступ к нормативно-правовой базе сферы образования, могут пользоваться самыми различными полезными сервисами – такими, как онлайн-тестирование, опросы по актуальным темам и т.д.http://www.edu.ru/
4Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовФедеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов это более 111000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.http://school-collection.edu.ru/
5Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовПроект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.http://fcior.edu.ru/
6Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ» (on-line версия)Справочно-правовая система по законодательству Россииhttp://edu.garant.ru/garant/study/
7Справочная правовая система «Консультант Плюс» (on-line версия)Справочно-правовая система по законодательству России.http://www.consultant.ru/edu/student/study
8Научная юридическая электронная библиотека «Наука Права»Крупнейший онлайн-ресурс, который предоставляет бесплатный доступ к важнейшим правовым источникам, формирующим юридическую современность и историю России: со времен Российской Империи и до сегодняшнего дня. В Электронной библиотеке представлены полные оцифрованные издания документов, публикаций и книг в оригинальном виде, с сохранением всех типографских знаков, пометок, сносок, таблиц и других символов с возможностью поиска по тексту издания.https://naukaprava.ru/
 
Подписные ресурсы:
 
№ п/пНаименование информационной системыНазначение Порядок доступа
1Университетская библиотека OnlineЭлектронная библиотечная система с возможностью получения полнотекстовых научных, образовательных и периодических изданийСвободный доступ с любого компьютера в локально-вычислительной сети Института: http://biblioclub.ru
2Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ» (сетевая версия) / Специальный выпуск «ГАРАНТ-Образование» (on-line версия)Справочно-правовая система по законодательству России. Обновляется еженедельно / ежедневно.Свободный доступ с любого компьютера в ЛВС организации (ярлык на рабочий стол добавляется автоматически, при авторизации пользователя). За пределами организации: http://edu.garant.ru/garant/study/
3Справочная правовая система «Консультант Плюс» (сетевая версия) / on-line версия «КонсультантПлюс студенту и преподавателю»Справочно-правовая система по законодательству России.  Разделы: - законодательство; - судебная практика; - финансовые и кадровые консультации; - консультации для бюджетных организаций; - комментарии законодательства; - формы документов; - проекты нормативных правовых актов; - международные правовые акты; - правовые акты по здравоохранению; - технические нормы и правила. Обновляется ежедневно.Свободный доступ с любого компьютера в локально-вычислительной сети Института (ярлык на рабочий стол добавляется автоматически, при авторизации пользователя). За пределами организации: http://www.consultant.ru/edu/student/study/
4Пакет «Антиплагиат.ВУЗ»Проверка работ обучающихся на наличие заимствованийДоступ с компьютеров библиотеки АНО ВО МОСИ, компьютеров кафедр и деканатов
 
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

• Экранный увеличитель MAGic 13.0 Pro с речевой поддержкой;

• Программное обеспечение экранного доступа "Jaws for Windows Pro";

• Дисплей Брайля ALVA USB 640;

• Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля VP EmBraille;

• Электронная лупа Bigger b2-35tv;

• Радиокласс «Индиго 1+1», «Индиго 1+8»;

• Клавиатура с большими кнопками для людей с ОВЗ;

• Выносная компьютерная кнопка большая Smoothie 125;

• Джойстик компьютерный Optima Joystick;

• Портативный видеоувеличитель Mars HD.

Экранный увеличитель MAGic 13.0 Pro с речевой поддержкой - это программа экранного увеличения, которая помогает незрячим и слабовидящим людям осваивать компьютер, пользоваться различными офисными приложениями, осуществлять навигацию в сети интернет.
Jaws for Windows Pro является одной из самых инновационных и используемых программ экранного доступа в мире. С помощью Jaws использование компьютера незрячим или слабовидящим человеком становится гораздо понятнее, проще и удобнее. Программное обеспечение позволит вам получить быстрый доступ к любым офисным приложениям, проигрывателям музыки, веб браузеру для навигации по интернету и многому другому. ПО Jaws оснащен синтезатором речи, соответственно, ПО считывает информацию с дисплея монитора и осуществляет речевое сопровождение для удобства пользователя. Кроме того, Jaws for Windows Pro может выводить информацию на тактильный дисплей Брайля.
Принтер Брайля (VP EmBraille) позволяет незрячим и слабовидящим людям не только печатать текст рельефно-точечным шрифтом, но и конвертировать обычный текст в текст, написанным с помощью азбуки Брайля. Для людей с полной либо сильной потерей зрения чтение точечно-рельефного шрифта является основным средством получения информации после аудио-носителей. Брайлевские принтеры способны воспроизводить на бумаге не только текст, но и изображения, а также комбинировать их. Для незрячего человека это является отличным подспорьем в развитии образного мышления и воображения.
Портативный видеоувеличитель Zoomax Mars HD является чрезвычайно легким и функциональным устройством, предназначенного для чтения и просмотра на близком и отдаленном расстоянии для в классе для инвалидов по зрению. Устройство легко подключается к монитору или компьютеру через HDMI и USB. Всего несколько секунд понадобится, чтобы достать и разложить Mars HD из сумки, и начать комфортное чтение литературы и просмотр материала. Видеоувеличитель Mars является отличным средством обучения для слабовидящих, так как позволяет студентам с проблемами зрения направить устройство на доску и отчетливо видеть задания.  
Электронная лупа Bigger– это портативное цифровое увеличительное устройство, позволяющее увеличивать объект просмотра в 24 раза. Для людей, имеющих проблемы со зрением, вызванные различными заболеваниями, – это способ рассмотреть любое изображение и возможность чувствовать себя более уверенно даже с самым мелким текстом.
Тактильный дисплей Alva USB 640 Comfort представляет собой техническое средство реабилитации для незрячих и слабовидящих пользователей. С помощью прибора у человека появляется возможность читать книги, статьи в интернете, общаться с родными и друзьями, писать и проверять почту, работать с офисными приложениями и заниматься множеством других задач, которые позволяет персональный компьютер. 
Радиокласс Индиго представляет собой современное средство для организации совместного образовательного процесса для обычных обучающихся и студентов с нарушениями функции слуха. Несомненным преимуществом радиокласса Индиго является возможность передавать информацию слабослышащему студенту на его индивидуальный приемник без помех и искажений. Устройство способно отделить голос преподавателя от постороннего шума, который мешает образовательному процессу.

Клавиатура с большими кнопками идеальна для использования студентами с заболеваниями ДЦП и слабовидящими людьми. Благодаря размерам клавиш 20х20 мм студенты с ОВЗ смогут беспрепятственно использовать компьютер, искать в интернете, писать и многое другое.

Выносная компьютерная кнопка Smoothie 75 позволяет пользователю с ограниченными физическими возможностями выполнять, без использования дополнительных усилий, наиболее часто используемые команды. Дизайн кнопки выполнен таким образом, что кнопка будет работать на всей площади поверхности с использованием минимального усилия.

Джойстик компьютерный инклюзивный Optima Joystick сочетает в себе функции мыши и джойстика. Курсор управляется ручкой с тремя кнопками (для различных видов захвата возможны три насадки в виде шара, ручки и рычага). Этот компактный джойстик не требует навыков мелкой моторики и подходит широкому кругу пользователей, в том числе людям с ограниченными возможностями. Инклюзивный джойстик реагирует на легкие прикосновения пользователя с нарушением моторики и позволяет точно позиционировать курсор на экране.

 
Информация для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории №114 на 1 этаже учебного корпуса по адресу: г.Йошкар-Ола, ул.Прохорова, д.28
В одной аудитории число поступающих с ограниченными возможностями здоровья  не должно превышать 12 человек.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.
Обеспечивается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).
Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается на 1,5 часа.
Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме инструкция по порядку проведения вступительных испытаний.
Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями:
1) для слепых: задания оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или надиктовываются ассистенту;
2) для слабовидящих: обеспечивается индивидуальное освещение не менее 300 люкс;
поступающим для выполнения задания предоставляется возможность использования собственных увеличивающих устройств;
задания для выполнения оформляются увеличенным шрифтом;
3) для  глухих и слабослышащих: обеспечивается наличие звукоусиливающих индивидуальных устройств или услуги сурдопереводчика;
4) для лиц с нарушением двигательных функций верхних конечностей вступительные испытания проводятся в устной форме или надиктовываются ассистенту;
Поступающие сообщают о необходимости создания соответствующих специальных условий в заявлении о приеме.
 
Центр инклюзивного образования МОСИ

Основной целью деятельности Центра инклюзивного образования является создание условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов по образовательным программам, реализуемых в  АНО ВО МОСИ.

Функции Центра:
1.Научно-методическое обеспечение инклюзивного обучения и сопровождение обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. 
2.Обеспечение педагогических условий для организации инклюзивного образования в АНО ВО МОСИ.
3.Разработка и апробация эффективных технологий психолого-педагогического и социально-юридического сопровождения инклюзивного образования в АНО ВО МОСИ.
4.Создание системы консультативно-методической поддержки педагогов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
 
Руководитель: Норкина Елена Леонидовна
Адрес места нахождения: 424007, Респ. Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Прохорова, д. 28, каб. 313
График работы: вторник, с 13.00 до 16.00, пятница с 13.00 до 15.00 (каб. 313)
Адрес электронной почты: [email protected]