Психологическое здоровье - необходимое условие полноценного развития ребенка

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на психологическом здоровье детей.

Несомненно, если говорить о здоровье детей, нужно иметь в виду и психологическое и психическое здоровье ребенка. В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

  • К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
  • К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
  • К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

Факторы риска психологического здоровья детей.

Для эффективного ее оказания необходимо определить факторы риска.

Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. С целью сохранности психологического здоровья ребенку специалистами нашего детского сада осуществляется психологическая поддержка детей.


Психологическая поддержка детей, осуществляемая в «Центре развития ребенка д/с№10 «Звездочка»:

1. Знакомство родителей с особенностями адаптации ребенка к детскому саду. Разработка памяток, папок-передвижек, рекомендаций для родителей, чьи дети проходят адаптацию в нашем детском саду. Индивидуальные и групповые консультации психолога и учителя-логопеда. Анкетирование родителей. Проведение совместного с родителями праздника-развлечения «Знакомство с детским садом». Индивидуальные и групповые консультации для воспитателей младших групп.

2. Диагностика тревожных, агрессивных и гиперактивных детей. Проведение индивидуальных и групповых занятий профилактической и коррекционной направленности. Индивидуальные консультации для родителей.   Консультации для родителей по созданию благоприятного психологического климата в семье, по профилактике детских неврозов.

3. Консультации, тренинги, семинары для воспитателей по взаимодействию с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми, по профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка, по созданию благоприятного психологического климата в группе.

4. Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и навыков саморегуляции. Недостаточный уровень психологической культуры и навыков саморегуляции делают педагога в стрессовых ситуациях и палачом, и жертвой одновременно.

Ни для кого не секрет, что более 65% педагогов школ и детских садов страдают различными хроническими заболеваниями; 46-48% педагогов после 20 лет работы в образовании нуждаются в наблюдении и лечении у психиатра. Что и как можно изменить в жизнедеятельности отдельно взятого детского сада для создания здоровьесберегающих условий в его стенах? Для этих целей разработан  и воплощается в жизнь проект по созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

5. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.  С этой целью педагогом - психологом проводятся занятия по обучению детей техникам мышечного расслабления, релаксации и овладению дыхательными техниками.

6. Групповые занятия по развитию эмоциональных процессов помимо изучения самих эмоций несут в себе и другие важные характеристик психологического здоровья ребёнка: развитие эмоциональной сферы, сплочение коллектива, развитие нравственности, ответственности, сопереживания другим людям, боле тонкое чувствование внутреннего миру других людей, развитие творчества, внимания, самоконтроля и многое другое.

7. Пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников посредством создания совместных проектов на тему «Вместе с папой, вместе с мамой».

8. Выпускается газета для каждой возрастной группы детского сада. В этом году тематика выпусков «Игра, как средство развития ребенка».

9. В рамках работы по профилактике детских конфликтов был проведен семинар для педагогов детского сада. Воспитатели ознакомились не только с теоретическими знаниями о детских конфликтах, но и обучились проведению игр и упражнений, способствующих развитию умения сотрудничества, умению адекватно эмоционально реагировать в различных ситуациях. Успешно используется в группах для этих целей игра «Коврик мира».

Дошкольный возраст невропатологи называют колыбелью невроза, периодом упрямства, негативизма, ибо ребенок бурно протестует против многочисленных барьеров, которые ставят взрослые на пути его активной познавательной и мышечной деятельности. Именно поэтому для дошкольного воспитания очень актуальна тема сохранения психического здоровья ребенка. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в этот сложный взрослый мир. От нас зависит его будущее здоровье, а значит, в целом, и здоровье нации.