Лаборатория логопедических технологий и лаборатория информацинно-коммуникационных технологий в специальном образовании

 

Лаборатория оснащена необходимым оборудованием для проведения практических и лабораторных занятий студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Лаборатория оснащена методиками по диагностике детей с ОВЗ и нарушениями речи, а также наглядными, коррекционно-развивающими и дидактическими пособиями и играми для развития высших психических функций детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями развития.

 

Заведующая лабораторией: доцент кафедры общей и специальной психологии и педагогики, канд.пед.наук. Норкина Елена Леонидовна

 

Цель лаборатории: содействие профессиональному росту и самореализации студентов, формирование профессиональной компетенции в области логопедии.

Лаборатория логопедических технологий решает следующие задачи:

  1. Изучение новых логопедических технологий и программ.
  2. Проведение исследований научно-прикладного характера, отражающих результативность работы в указанном направлении.
  3. Освоение методов ранней диагностики и ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями речи.
  4. Овладение дифференциальной диагностикой нарушений развития детей дошкольного  и младшего школьного возраста.
  5. Повышение качества практических знаний, навыков и умений, необходимых для осуществления психолого-педагогической работы в области логопедии путем привлечения к научно-практической деятельности студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава.
  6. Апробация и внедрение наиболее эффективных программ, отдельных методов, приемов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих коррекции их нарушений.

Деятельность  лаборатории логопедических технологий предполагает освоение студентами профессиональных компетенций

в области диагностико-консультативной деятельности:

- способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

- способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

в области исследовательской деятельности:

- готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

- способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

в области культурно-просветительской деятельности:

- готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13).

 

В процессе проведения лабораторных и практических занятий студенты находят пути совершенствования диагностической, консультативной и коррекционной работы, постепенно повышая уровень своего профессионального мастерства. В рамках практических занятий анализируют и обобщают опыт специалистов в области логопедии.

 

Направления деятельности лаборатории:

Диагностическое сопровождение  включает формирование, обновление базы данных методик логопедического обследования для обучения студентов.

Учебно-методическое сопровождение  предполагает методическое обеспечение профессионального обучения студентов, внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Психологическое сопровождение помогает развитию коммуникативных навыков, эмпатийных способностей и эмоционально-волевой саморегуляции студентов в процессе образования.

Программно-ресурсное сопровождение обеспечивает овладение студентами навыками логопедической работы для каждой категории лиц, имеющих инвалидность и  ограниченные возможности здоровья.

Социальное сопровождение  помогает овладению студентами  умениями организации доступа к информации и возможностей интеграции в социальную и культурную жизнь общества людей с ограниченными возможностями.

 

Положение о лаборатории (pdf)

 

 Лаборатория информацинно-коммуникационных технологий в специальном образовании

 

Лаборатория представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы логопеда. Оформление кабинета создаёт для студентов атмосферу психоэмоционального комфорта, создаёт рабочий настрой и мотивирует студентов на учебную деятельность.

 

На практических и лабораторных занятиях студенты закрепляют теоретические знания,  отрабатывают умения и навыки:

1. Комплексного изучения детей, обследования их речевого  психомоторного развития, составления индивидуальных коррекционных программ на ребёнка и перспективного плана работы по данным обследования.

2. Проведения индивидуальных и подгрупповых занятий, направленных на:

- коррекцию нарушений звукопроизношения;

- коррекцию нарушений грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- расширение словарного запаса и представлений об окружающем мире;

- формирование элементарных математических представлений;

- коррекцию звуко-слоговой структуры слова;

- профилактику нарушения чтения и письма, обучение грамоте;

- коррекцию нарушений мелодико-интонационной  и темпо-ритмической стороны речи;

- развитие общей и мелкой моторики, дыхания, графических навыков;

- развитие пространственных и временных представлений;

- развитие всех видов памяти, восприятия, мышления;

- развитие конструктивной деятельности.

3. Проведения консультаций родителей, воспитателей детского сада, учителей начальных классов.

4. Оформления логопедического заключения и ведения документации логопеда в различных типах учреждений.

 

Материально-техническая и методическая база лаборатории отвечает основным задачам образовательного и коррекционно-развивающего процесса. Критерии организации рабочего пространства кабинета:

Научность – обеспечение научно-методической базы деятельности логопеда, соблюдение квалификационных и методических требований.

Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; проведение разнообразных по форме занятий).

Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

 

В лаборатории созданы рабочие зоны:

Учебная - обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья, классную доску, рабочий стол преподавателя, компьютерный стол с компьютером; учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал.

Двигательная обеспечивает соблюдение режима двигательной активности и предусматривает небольшое свободное пространство (оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений, игр и т.д.

Диагностическая и коррекционно-развивающая зоны оснащены  специальным оборудованием и специальной мебелью (логопедический уголок, логопедический инструментарий, комплекты для развития мелкой моторики, «Кинезис» - логопедический БОС-кабинет, комплекс «Дон», «Параподиум», вертикализатор, ортопедический стул, костюмы «Адели», «Регент», «Атлант-лайт» и др.)

Релаксационная зона – сенсорная комната (панно «звездное небо», воздушно-пузырьковая лампа, мягкий пуф, кушетка, мультимедийные диски для релаксации и др.)

 

В лаборатории логопедических технологий МОСИ