Социально-психологическая адаптация студентов группы суицидального риска

Конкина Е.Г.,

Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины,

Республика Беларусь, г. Гомель

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно совершается около 1 100 000 самоубийств, а количество суицидальных попыток регистрируется в 10-20 раз больше. Большинство исследователей отмечают тенденцию к «омоложению» суицидального поведения. Исследования последних лет свидетельствуют о росте суицидального поведения в студенческой популяции. Отмечается, что студенческий возраст является уязвимым в плане психического здоровья в силу высокого уровня нагрузок, стресса, трудностей адаптации. Подчеркивается, что эффективное решение данной проблемы требует системного научного подхода и рассмотрения целого комплекса различных факторов, обусловливающих данное явление, и их взаимодействие между собой [1].

За рубежом предпочтение отдается концепции Диатез-стресс (MannJ.J, 1999). Согласно этой модели, суицидальное поведение развивается в результате наличия специфического диатеза (предрасположенности к суицидальному поведению, или повышенной чувствительности к факторам, снижающим порог его развития) и воздействия стрессоров (триггеров) – неблагоприятных психологических и социально-психологических факторов. В целом, в концепциях стресс–уязвимости психологическими предикторами суицида считают неэффективные механизмы совладания с тревогой, повышенную чувствительность к стрессу и объективной ситуации неопределенности, лишения, преграды в немедленном удовлетворении потребностей или решения проблемы, что актуализирует чувства страха, бессилия и поражения, недостаток толерантности к которым, ведёт к желанию через суицид немедленно избавиться от невыносимых переживаний [2].

В отечественной литературе широкое признание  получила теоретическая концепция суицидов, разработанная А.Г. Амбрумовой, в рамках которой  суицид рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого и неразрешенного микросоциального конфликта [3].

Для изучения особенностей социально-психологической адаптации студентов с различным уровнем суицидального риска нами было проведено исследование, в котором приняли участие 110 первокурсников, обучающихся в ГГУ им. Ф. Скорины, – юноши и девушки в возрасте 17–19 лет.

Методика социально – психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) позволила получить интегральные показатели адаптации–дезадаптации, а также их критериев (принятие – не принятие себя; принятие других- непринятие других; эмоциональный комфорт –дискомфорт; ведомость – доминирование). Для определения склонности к суицидальному поведению использовались «Шкала депрессии» и «Шкала тревоги» А. Бека».

На основании ответов при заполнении пункта «Cуицидальные мысли и желания» шкалы депрессии А. Бека среди обследованных студентов были выделены имеющие «пассивные суицидальные мысли» и имеющие «суицидальные намерения», они и составили группу риска.

Сопоставление показателей социально-психологической адаптации студентов группы-риска и студентов без признаков депрессии позволило установить следующее. Почти половина (41%) опрошенных студентов имеют выраженный уровень дезадаптации. Более половины студентов, высказывавших пассивные суицидальные мысли в настоящем (56 %) и с высоким уровнем тревоги имеют низкие показатели социально-психологической адаптации. Студенты, у которых были выявлены признаки социально-психологической дезадаптации, имеют высокие показатели депрессии и тревоги, только у 3-х процентов испытуемых этой группы депрессивные симптомы отсутствуют.

Группа студентов с симптомами депрессии и тревоги (группа риска) характеризуется непринятием себя и других, низкой самооценкой, эмоциональным дискомфортом, ведомостью. Они пессимистичны, не уверенны в себе. Им свойственно проявление напряженности, беспокойства, суетливости, неусидчивости, нервозности, чувство вины. Они плохо приспосабливаются к новым ситуациям, переносят своих проблем на других, при этом для них важно, внимание и сочувствие их проблемам и неприятностям. Это, в свою очередь, может повышать тревожность и служить основанием для депрессии.

У испытуемых с отсутствием депрессии статистически значимо больше тех, кто принимает себя. У данной категории студентов выявлены высокие показатели оптимистичности, уверенности в себе и высокой способности к соматической регуляции. Они не воспринимают угрозу своей самооценке и жизнедеятельности, реагируют достаточно спокойно, занимают главенствующее положение, они могут манипулировать сознанием ведомого, навязывать свою точку зрения, быстро преодолевают трудности, связанные с адаптацией, и имеют высокие возможности в преодолении стрессовых ситуаций.

Таким образом, специфичным для студентов группы суицидального риска является низкий уровень социально-психологической адаптации и его критериев, что дает основания рассматривать их как важные мишени психологической помощи данному контингенту.

Список использованных источников:

1.                Горчакова, В.А. Психологическая дезадаптация у студентов системы среднего и высшего профессионального образования: сравнительный анализ /В.А. Горчакова, Л.А. Ланда, В.А. Матыцына, В.В. Краснова, Е.Н. Клименкова, А.Б. Холмогорова // Психологическая наука и образование. 2013. – № 4.– С. 5–15.

2.                Бек, А. Методы работы с суицидальным пациентом / А. Бек // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – №1.– C. 45–51.

3.                Амбрумова, А.Г. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности / А.Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологии. – 1978. –  С. 6–28.