Реорганизация органов внутренних дел в послевоенный период

 

Григорьев А.В.

Академия МВД Республики Беларусь

г. Минск

 

После окончания Великой отечественной войны происходит реформирование всего государственного аппарата, затронувшее и органы внутренних дел. В целом для первых послевоенных лет в системе органов внутренних дел была характерна организационная неустойчивость. В марте 1946 г. в связи с преобразованием СНК СССР и союзных республик в соответствующие Советы Министров Союзный и республиканские НКВД были преобразованы в министерства внутренних дел. Так, 26 марта 1946 г. НКВД БССР переименован в МВД БССР, в состав которого входили следующие управления: милиции, по борьбе с бандитизмом, пожарной охраны, шоссейных дорог, по делам военнопленных и интернированных, исправительно-трудовых лагерей и колоний, тюремного, хозяйственного, архивного, погранвойск, а также отделы – кадров, контрразведки, финансового, секретного делопроизводства, по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорность, «Динамо» и др. В октябре 1949 г. органы милиции были переданы из МВД в ведение Министерства госбезопасности, что было обусловлено временным расширением функций милиции по обеспечению государственной безопасности. Однако уже в марте 1953 г. постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР МВД и МГБ были вновь объединены. Милиция вошла в Министерство внутренних дел как его составная часть.

Взятый на либерализацию курс на укрепление законности, начиная с середины 50-х гг. ХХ в., был направлен на преодоление наследия культа личности. Теоретическая концепция построения коммунизма обосновывала формирование бесклассового общества, что предполагало передачу функций государства, в том числе и правоохранительной, органам самоуправления трудящихся. В результате 13 января 1960 г. Н.С. Хрущев подписал постановление Совета министров СССР № 48, в котором указывалось: «…Совет министров СССР постановляет: признать целесообразным упразднение МВД СССР, передав его функции МВД союзных республики»[1]. В феврале 1962 г. МВД БССР издало приказ «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Белорусской ССР»[2], согласно которому МВД БССР являлось республиканском министерством. В положении были определены основные задачи и его роль в системе органов внутренних дел. Однако принимая во внимание, что основными функциями органов МВД союзных республик являлись обеспечение общественного порядка, борьба с преступностью и перевоспитание лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, ЦК КПСС и Совет министров СССР признали целесообразным преобразовать Министерства внутренних дел союзных республик в Министерства охраны общественного порядка (далее – МООП). Как следствие, не взирая на оперативную обстановку в сентябре 1962 г. МВД БССР было переименовано в республиканское МООП[3]. Указанные преобразования привели к усложнению координации республиканских органов внутренних дел, появились проблемы в обмене опытом борьбы с преступность и использование в этой борьбе достижений науки и техники. В то же время МООП БССР ввело в действие более 50 нормативных документов, определяющих организацию всех структурных элементов с учетом местных условий их работы[4]. Примером может служить издание приказа МООП БССР от 7 сентября 1962 г. «Об объявлении Положения о советской милиции»[5], в котором были обновлены важнейшие организационно-правовые основы деятельности милиции с учета программных положений КПСС.

Таким образом, МВД СССР было ликвидировано, а управление внутренними делами было передано в ведение союзных республик, что в дальнейшем привело к проблемам координации работы республиканских органов внутренних дел и отсутствию единства нормативного регулирования вопросов охраны порядка и борьбы с преступностью.

 Представляется, что причиной ликвидации МВД СССР являлись политическая конъюнктура и субъективизм Н.С. Хрущева, поскольку никаких объективных предпосылок для разрушения общесоюзной системы органов внутренних дел не существовало. В связи с ликвидацией МВД СССР ХХII съезд партии ставит органам внутренних дел задачу искоренения преступности в обществе и устранения всех причин, порождающих ее, в ближайшие при переходе к коммунизму годы[6]. Субъективные представления партийных и советских лидеров требовали резкого сокращения числа преступлений в СССР и переложить основную тяжесть борьбы с правонарушителями общественного порядка на общественность. Так, считалось, что «… в конечном итоге органы внутренних дел, ведя борьбу с антиобщественными явлениями, активно приумножат социальные ценности, заложенные в социалистическом образе жизни, в нашем строе, в самом советском человеке»[7]. Указанные теоретические положения легли в основу функционирования органов МООП, в результате чего был значительно сокращен численный состав милиции, допускалось недостаточное ее финансирование, не принимались меры по оснащению милиции современной техникой и др. Все это отразилось на реальных возможностях органов внутренних дел вести эффективную и действенную борьбу с преступлениями и иными правонарушениями. Поэтому с целью восстановления единой общесоюзной системы органов внутренних дел в 26 июля 1966 г. Президиум Верховного совета СССР издал указ «Об образовании Министерства охраны общественного порядка СССР»[8], в результате чего были устранены негативные явления в их деятельности, вызванные отсутствием союзного органа, начали приниматься меры по укреплению профессионализма личного состава органов внутренних дел, увеличению их штатов, оснащению транспортом, иной техникой, что способствовало усилению борьбы с преступностью[9].

В ноябре 1968 г. Министерство охраны общественного порядка было переименовано в Министерство внутренних дел СССР в виду того, что первое наименование не отражало всех функций, которые выполнялись им в системе органов государства. Действительно, такое название больше отвечало содержанию работы органов внутренних дел, поскольку к их компетенции относились не только охрана общественного порядка, но ряд других важных функций. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 ноября 1968 г. «О недостатках в деятельности милиции и мерах по дальнейшему ее укреплению» указывалось, что признано целесообразным «переименовать МООП СССР, как не соответствующее той важной роли, которую оно выполняет в системе органов Советского социалистического государства, в Министерство внутренних дел СССР и МООП союзных республик в МВД союзных республик»[10]. В этой связи были предприняты важные меры по совершенствованию организационной структуры органов внутренних дел. Так, на базе органов милиции были созданы управления (отделы) внутренних дел, в состав которых вошли следственные аппараты, инспекции исправительных работ, государственный пожарный надзор. Теперь не только милиция, но и органы внутренних дел в целом стали структурными подразделениями исполкомов местных Советов депутатов. Характеризуя 60-е годы прошлого века учеными обращается внимание на переоценку места и роли органов внутренних дел в советском обществе. Так, от выполнения задач по «разоблачению и поимке врагов народа» МВД переориентировались на «верное служение своему народу»[11].

Таким образом, в 60-е гг. ХХ в. функционирование органов внутренних дел было направлено на искоренение нарушений правопорядка, ликвидацию преступности и протекало в условиях структурных преобразований, обусловленных утопической стратегией построения коммунистического общества.

Дальнейшее развитие правовых основ организации и деятельности органов внутренних дел было связано с утверждением положения от 16 июня 1972 г. «О Министерстве внутренних дел СССР», согласно которому МВД СССР являлся союзно-республиканским министерством. Аналогичное положение были принято и в союзной Беларуси 22 сентября 1972 г.

Следующим шагом в развитии организационно правовых основ формирования и деятельности органов внутренних дел явилось принятие нового положения «О советской милиции», утвержденного постановлением Совета Министров СССР 8 июля 1973 г., действовавшее на территории Беларуси до принятия в 1991 г. Закона «О милиции»[12]. По мнению О.И. Граковича, законодательные и иные правовые акты, принятые в 70-е годы по вопросам укрепления общественного порядка и борьбы с преступностью, более определенно закрепили место и роль советской милиции как правоохранительного аппарата советского государственного механизма[13]. Среди них необходимо отметить Дисциплинарный устав ОВД, Присяга личного состава МВД, Положение о товарищеских судах рядового и начальствующего состава. Таким образом, в 70-е гг. ХХ в. принят ряд новых нормативных документов, регулирующих деятельность ОВД, которые в значительной мере расширили ранее существовавшую правовую основу, отражающую их роль и место в механизме советского государства.

Первая половина 80-х гг. ХХ в., по утверждению К.И. Барвинка, была нарастанием кризисных явлений в Советском государстве и попыток справиться с ними за счет усиления административно-командных методов управления[14]. Такой же точки зрения придерживается и И.А. Сороковик, указывая, что «… ужо с сярэдзіны 80-х гг. у краіне пачалі нарастаць і ўскладняцца сацыяльна-эканамічныя, а затым палітычныя і ідэалагічныя праблемы. У канцы 70-х гг. – пачатку 80-х г. яны прывялі да крызісу нетаталітарнай сістэмы, з якога яна так і не змагла выйсці ў пачатку 90-х гг. ХХ ст.»[15].

Таким образом, в рассматриваемый период был принят ряд нормативных правовых актов, в первую очень ЦК КПСС – ЦК КПБ, Совета Министров БССР, Указов Президиума Совета СССР – Президиума Верховного Совета БССР, непосредственно затрагивавших деятельностью органов внутренних дел Беларуси, призванных поддерживать и реализовывать политический курс советского государства. Важную роль в определении стратегии и тактике их деятельности играли Коммунистическая партия в лице Политбюро и Секретариата ЦК КПСС, а на уровне БССР – бюро и секретариат ЦК КПБ.

Процесс преобразований, происходящий в деятельности органов внутренних дел в послевоенный период, является отражением изменений в организации и деятельности всего государственного аппарата, что обусловлено развитием общественных отношений. Следовательно, история развития органов внутренних дел является ярким доказательством того, что они традиционно занимают одно из ведущих мест в системе государственной власти. Историко-правовой анализ нормативно-правовых актов об органах внутренних дел позволяет сделать вывод, что деятельность органов внутренних в годы советской власти была направлена на усиление основ советской социалистической государственности, а не прав и свобод человека и гражданина.



[1] Министерство внутренних дел России: 1802-2002 : ист. Очерк : в 2 Т. Спб., 2002. Т.2. С. 452.

[2] Архив МВД Республики Беларусь. Фонд.50 оп.3, д.58, л.140.

[3] Архив МВД Республики Беларусь. Фонд.50 оп.2, д.60, л.244.

[4] Пашкеев, М.А. Теоретические основы правового регулирования деятельности милиции Республики Беларусь / М.А. Пашкеев. – Минск : Право и экономика, 2006. – С. 26–27.

[5] Архив МВД Республики Беларусь. Фонд.50 оп.2, д.60, л.248–251.

[6] Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХІІ съездом КПСС. – М.: Политиздат, 1969. – С.106.

[7] Косицин, А.П. Органы внутренних дел советского государства на основных этапах его развития / А.П. Косицин, Р.С. Мулукаев // История органов внутренних дел советского государства (вопросы методологии и историографии) : сб. науч. тр. / Акад. МВД СССР ; редкол.: А.П. Косицин (отв. ред.) [и др.]. – 1981. – С. 25.

[8] Ведомости Верховного Совета СССР. – 1996. – № 30. – Ст. 594.

[9] Юшкевич, А.Н. Организационно-правовые основы деятельности милиции Беларуси в 1960-е гг. / А.Н. Юшкевич // Милиции Беларуси 90 лет: история и современность : матер. науч.-практ. конф., Минск, 27 февр. 2007 г. / М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД ; под ред. К.И. Барвинок. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2007. – С. 159.

[10] Архив МВД Республики Беларусь. Фонд.51 оп.23, д.42, л.200–202.

[11] Барвинок, К.И. Проблема укрепления служебной дисциплины и законности в деятельности органов внутренних дел Беларуси в последней трети ХХ в. // К.И. Барвинок, А.Ф.Вишневский. – Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – № 1–2003. – С. 118.

[12] Закон Республики Беларусь от 26.02.1991 N 637-XII (ред. от 19.05.2000, с изм. от 29.10.2004) «О милиции» // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

[13] Гракович, О.И. Органы внутренних дел в борьбе за укрепление общественного порядка / О.И. Гракович. – Мн. : Минская высшая школа МВД СССР, 1980. – С. 56.

[14] Барвинок, К.И. Опыт демократизации кадровой политики в органах внутренних дел Беларуси в годы перестройки / К.И. Барвинок // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Беларусь : Сб. матер. науч.-практич. конф. Минск. 30 явн. 2002 г. / под общ. ред И.И. Басецкого. – Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2002. – С. 328.

[15] Сороковик, И.А. Гісторыка-прававы аналіз дакументаў об органах унутранных спраў (на прыкладзе Беларусі сярэдзіны 60-х – сярдзіны 80-х гг. ХХ ст.) / И.А. Сороковик // Там же. – С. 346.

 

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.