Психологические проблемы профилактики правонарушений и употребления ПАВ

Митюхина Н.П.,

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Лабиринт»,

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Волжск

 

На современном этапе развития общества молодое поколение переживает кризисную психологическую ситуацию. На фоне экономической и социальной депривации подрастающего поколения все большую сторону приобретает их приобщение к употреблению психоактивных веществ. В связи с этим также увеличивается количество преступлений совершаемых несовершеннолетними.
Распространение наркомании, особенно среди молодого поколения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив привели к тому, что в употреблении наркотиков началось массовое вовлечение самой уязвимой перед этим злом части-детей и подростков. Подростки оказались наиболее подверженной частью общества к употреблению психоактивных веществ. За последнее десятилетие особенно остро встала проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них.
В ноябре этого года специалистами МОУ ЦПМСС «Лабиринт» была разработана анкета и социальными педагогами и психологами школ города Волжска проведено анкетирование среди педагогов, родителей и учащихся 8-10 классов, всего было опрошено 1843 респондента.

В опросе педагогов приняли участие 253 человека, им были заданы вопросы:
«Какие формы отклоняющегося поведения имеют наибольшую выраженность?» Наибольшую выраженность имеют ответы: грубость, сквернословие – 20%; на втором месте отказ от учебно-трудовой деятельности и асоциальное поведение – примерно одинаковое значение; на третьем месте лживость, табакокурение, срывы уроков, прогулы, наркомания, принятие алкоголя. Среди прочих форм отклоняющегося поведения были также отмечены:  беспорядочные половые связи, токсикомания, уходы из дома и самоповреждение. «В работе с какими детьми вы испытываете наибольшие трудности?» Лидирующее положение занимают ответы: дети, которыми не занимаются родители и те, кто не хотят учиться, прогуливают уроки и не дают учиться другим. На втором месте так называемые «неудобные дети»: срывают уроки и мешают учителю их вести, грубые агрессивные и те, которые не умеют себя вести. И, наконец, не испытывают никаких трудностей в работе с детьми 1% опрошенных педагогов. «Почему же все-таки ребенок становится трудным? Каковы причины, вызывающие отклонение в поведении?» Большинство педагогов указывают на недостаток внимания, контроля со стороны родителей за детьми и негативный пример, который дают родители детям; далее указывают на безработицу и пьянство родителей, отсутствие у детей целей в жизни, идеалов и ценностей; небольшое количество педагогов связывали причины, вызывающие отклонение в поведении детей с экономической, политической и социальной ситуацией в стране; уменьшением количества бесплатных кружков и спортивных секций, низким уровнем жизни, нищетой в семьях.
 

В опросе родителей приняли участие 770 родителей, им были заданы вопросы: «Сколько часов (в сутки) Ваш ребенок предоставлен сам себе?»
что мы видим: большинство детей предоставлены сам себе 8 и 12 часов. И при этом на вопрос «Вы знаете чем занимается ребенок в ваше отсутствие?» подавляющее  большинство родителей - 91% - считают, что ни знают. А как известно, близкие о случившемся зачастую все узнают последними. «Какие меры воздействия вы оказываете на поведение ребенка?» Подавляющее большинство родителей стараются использовать беседы, убеждения – более 50%, 44% запрещают гулять и 0,8% наказывают физически. На вопрос «Девиантное поведение – это…» наиболее правильный ответ дали 27,3% родителей, а 23,3% вообще не задумывались над этим. Основными причинами в поведении детей родители считают влияние улицы и собственную занятость, некоторые считают, что это неполные семьи  и экономический кризис. Проблемами «трудного» ребенка должен заниматься родители считают: они сами – подавляющее большинство - 42,2%, хотя некоторые считают это проблемой школы и указывают на психолога, школьного психолога, классного руководителя, психотерапевта и инспектора КДН.
 

В опросе подростков приняли участие 820 учащихся 8-10 классов, им были заданы вопросы: «Какое поведение ты считаешь отклоняющимся от нормы? Большинство подростков назвали неуважение к педагогам, старшим, за которое можно получить юридическое наказание, среди прочих назвали конфликты с педагогами, родителями и сверстниками; а также среди прочих неповиновение, отказ от учебы. Какие формы поведения распространены  в молодежной среде? Дети называют прием алкоголя и курение в общественных местах; хулиганство, нарушение общественного порядка; среди прочих были названы: токсикомания; проституция; употребление наркотических веществ; мелкое воровство. Назови причины девиантного поведения среди молодежи. Лидирующую позицию занимают желание обратить на себя внимание и желание завоевать авторитет; некоторые видят причину в отсутствии значительных материальных возможностей родителей 7% и при этом говорят о желании любой ценой иметь деньги, без разбора в средствах – 10,8%. Есть группа подростков которые связывают причины девиантного поведения с массой имеющегося у них свободного времени – 8,2% К кому и куда ты в первую очередь обратился бы за помощью, если возникнут проблемы? Половина всех опрошенных обратились бы к родителям, четверть к друзьям, и некоторые назвали учителей, психологов и Телефон Доверия.
 

Обобщая результаты анкетирования, хотелось бы отметить следующее:
Педагоги особо указывают на такие формы отклоняющегося поведения как грубость, отказ от учебно-трудовой деятельности и асоциальное поведение. Испытывают наибольшие трудности в работе с детьми, которыми не занимаются родители, которые не хотят учиться и прогуливают уроки, грубые и агрессивные. Наиболее эффективные формы работы с трудными детьми видят в работе с семьей, оказании им социально-педагогической, медицинской информационно-просветительской помощи. НО! Тем не менее, считают, что ребенок становится трудным по вине родителей из-за  недостатка их внимания и контроля, безработицы и пьянства родителей.
 

Основными причинами плохого поведения детей родители же считают влияние улицы,  неполные семьи  и экономический кризис, хотя некоторые и признаются в собственной занятости. Но проблемами «трудного» ребенка при этом  большинство считают, что должны заниматься кто-то: школьный психолог, классный руководитель, психотерапевт и инспектор КДН. Они признаются в том, что мало уделяют внимание своим детям, но при этом думают, что они знают, чем их дети занимаются.
По ответам подростков видно, что они понимают, что такое поведение, отклоняющееся от нормы, указывая на неуважение к педагогам, старшим, за которое можно получить юридическое наказание. Говорят, что в молодежной среде распространены прием алкоголя и курение в общественных местах; хулиганство, нарушение общественного порядка; токсикомания; проституция; употребление наркотических веществ; мелкое воровство. Причинами называют желание обратить на себя внимание и желание завоевать авторитет; любой ценой иметь деньги, с массой имеющегося у них свободного времени. И последнее Если возникнут проблемы в первую очередь дети говорят, что обратились бы за помощью к родителям, но вспомним, что многие дети находятся одни 8 часов и более.
 

В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманией проводится путем использования различных профилактических моделей. Структура последних зависит от конкретных условий отдельных стран и регионов. Концепция профилактики в нашей стране должна строиться с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей и молодежи - семья, образовательное учреждение, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
 

Исходя из вышесказанного образовательным учреждениям необходимо ставить перед собой следующие задачи:
 

вовлечение учащихся в различного рода активный досуг без употребления ПАВ;
 

развитие позитивных личностных качеств и социальных навыков учащихся;
 

вовлечение учащихся в профилактическую деятельность (волонтерское движение);
 

обучение проведению и участию в различных видах мероприятий;
 

вовлечение учащихся в проектную деятельность;
 

снижение уровэъя социальной и психологической напряженности в ОУ, создание комфортной образовательной среды;
 

представление возможности для самореализации учащихся в различных видах досуговой и творческой деятельности;
 

создание условий и информационного обеспечения для занятости свободного времени учащихся в различных видах деятельности как в самом образовательном учреждении, так и вне его;
 

вовлечение в альтернативную активность всех участников образовательного процесса, субъектов профилактики, спонсоров, СМИ, т. е. различных групп сообщества;
 

привлечение внимания общественности к необходимости формирования здорового образа жизни.

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.