Особенности реального и виртуального общения страших подростков – активных пользователей интернета

Кодерешко А.Г.,

УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»,

Республика Беларусь, г. Брест

 

Интернет значительно расширяет наши возможности, присутствуя сейчас практически в каждом доме. Интернет перестал быть просто системой хранения и передачи информации, он стал новым слоем повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. У пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством. Дальнейшие перспективы развития систем глобального информационного обмена и связанных с этим общественных изменений и, как следствие, изменений в психическом укладе отдельной личности на сегодняшний день представляются одновременно и грандиозными, и неопределенными [2].

Достоинства и недостатки работы с компьютером обсуждаются сегодня широко. С одной стороны, работа с компьютером приводит к расширению контактов, возможностям обмена социокультурными ценностям, развитию процессов воображения, интенсификации иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. С другой – она может привести к «синдрому зависимости» от компьютерной сети. В последнем случае приобретает актуальность проблема «злоупотребления компьютерными сетями» лицами подросткового возраста, для которых общение в интернете и компьютерные игры становятся способом ухода от реальности.

В исследовании особенностей общения старших подростков – активных пользователей интернета, мы ориентировались на результаты авторской анкеты, целью которой являлось изучение отношения подростков к интернету в целом и интернет-общению в частности. Выборка исследования составила 100 человек в возрасте 14-15 лет. При разработке анкеты были использованы материалы О.Т. Мельниковой и Е.А. Фетисовой [3], О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабанина, А.Е. Bойскунского [1].

Большинство подростков проводят в интернете более двух часов в день (52 человека), что, безусловно, превышает допустимые по медицинским и психологическим показателям нормы. Кроме того, пять подростков имеет практически неограниченный доступ в интернет. Такие количественные результаты дают показательную картину активности подростков в использовании интернета, косвенно указывает на его значимость для подростков. Можно также предположить, что контроль родителями времени пребывания подростков в сети интернета является недостаточным. Ежедневную потребность проводить время в интернете испытывают 55% подростков, 26% испытывают такую потребность периодически, 15% вообще не представляют без него свою жизнь. Равнодушие к интернету испытывают 4 подростка. Такие цифры наглядно показывают, насколько прочно в жизнь современных подростков вошел интернет, насколько поглощенными им являются дети. Это, безусловно, говорит о необходимости более жесткого контроля со стороны родителей и педагогов данной стороны жизни подростков.

Вопрос «Какие сайты в интернете ты посещаешь чаще всего, и для каких целей?» позволил определить мотивы пользователей интернета среди подростков. Социальные сети, сайты знакомств и чат-комнаты подростки чаще посещают с целью общения (71%, 68% 49% респондентов соответственно). Поисковые и учебные сайты подростки чаще используют для поиска информации по учебе (76% от общего числа опрошенных). Игровые и развлекательные сайты подростки используют по назначению, но чаще – для развлечений (57% респондентов). Тематические форумы подростки используют чаще для обсуждения волнующих проблем и вопросов. Практически все сайты, указанные подростками, в группе часто посещаемых. Цели посещения сайтов согласуются с целями, для которых эти сайты создавались.

Чуть больше половины респондентов (54% от общего числа) ответили, что интернет никак не влияет на их общение с окружающими в реальной жизни, это может указывать на естественное вхождение подростка в виртуальное социальное пространство, которое стало новой формой его социализации. Стали меньше общаться с друзьями с появлением интернета 14% подростков, 31% подростков с появлением интернета стали больше общаться с друзьями. В последнем случае подростки используют интернет для общения со своими реальными друзьями. В целом отдают предпочтение одновременно виртуальному и реальному общению 67% подростков, предпочитают реальное общение 31% респондентов. Согласно полученным данным, 40% подростков общаются в интернете с представителями противоположного пола и 60% – с представителями своего пола; 73% подростков отметили, что поддерживают виртуальное общение со своими ровесниками, 21% – с собеседниками старше себя. Приобрели новых друзей благодаря интернету 68% подростков. Отвечая на вопрос о том, улучшилось ли их общение в реальности благодаря интернету, 28% подростков отметили, что их общение улучшилось, 24% подростка – что их общение не улучшилось, 48% подростков затруднились с ответом на данный вопрос. Только каждый десятый подросток пояснил, как улучшилось его общение благодаря интернету. Среди ответов следующие: стало больше друзей, стал менее стеснительным, стал более общительным, увеличился словарный запас, узнает новую информацию, недоступную в реальности.

Раскрывая преимущества виртуального общения перед реальным, подростки отмечали, что его основное преимущество заключается в отсутствии скованности при общении, в возможности общаться на расстоянии с теми людьми, которые живут в других городах и странах, в возможности легко и быстро заводить новые знакомства, что не так просто сделать в реальной жизни, в возможности сказать то, что сложно сказать в глаза.

В числе тем, обсуждаемых подростками, прослеживаются гендерные различия. Для девочек-подростков таковыми являются отношения с друзьями (35%), кино (29%), музыка (26%), хобби (21%). Мальчиков-подростков чаще всего волнуют вопросы отношений с друзьями (34%), кино (16%), отношений с противоположным полом (21%), музыки (21%), хобби (18%). Подростки мужского пола, в отличие от девочек, более склонны обсуждать вопросы политики в рамках виртуального общения, спорта, отношений с противоположным полом. При этом для девочек-подростков более интересна тема увлечений, кино, музыка, планов на дальнейшую жизнь и будущее. Темы учебы, отношений с родителями, здоровья обсуждаются подростками в наименьшей степени. Такой результат, вероятно, указывает на некоторую скрытность подростков в виртуальном общении и в желании придать этому общению легкость и непринужденность.

Таким образом, виртуальное общение подростков – участников исследования, удовлетворяет их потребность в общении, но вряд ли его можно рассматривать как полноценную замену реального общения, способствующего саморазвитию партнеров по общению. Мы не можем отрицать значимость интернет-общения для подростков, в том числе возможность для подростков реализовать и утвердить себя в качестве субъекта такого общения, но польза такого виртуального общения выглядит неоднозначной.

В исследовании мы также ориентировались на результаты методики В.В. Бойко «Диагностика коммуникативной толерантности». Согласно данным методики В.В. Бойко, у 59 человек выявлен умеренный уровень толерантности, средний уровень коммуникативной толерантности – у 17 подростков, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, высокий уровень – у 23% подростков, которые обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо отметить, что результаты, приближающиеся к верхней границе, могут свидетельствовать о размывании у подростков «границ толерантности», связанном, к примеру, с тенденциями к снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности.

Оценивая результаты респондентов по отдельным блокам методики, мы выявили, что подростки, принявшие участие в исследовании, проявляют характеристики, затрудняющие реальное общение. Они категоричны в оценках других людей, не всегда контролирует свои чувства, если им не нравится партнер, не готовы прощать партнеру ошибки, стремятся «подогнать» партнера под себя. Наиболее актуальными и проблемными ситуациями, в которых старшие подростки показали низкую толерантность, респондентами были названы следующие: «Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу», «Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем», «Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам», «Меня раздражают любители поговорить», «Медлительные люди обычно действуют мне на нервы», «Невоспитанные люди возмущают меня».

Для выявления негативных коммуникативных установок старших подростков по отношению к другим людям мы использовали методику «Определение деструктивных установок в межличностном общении» (В.В. Бойко). Высокие значения общего показателя негативных коммуникативных установок выявлены у 84% старших подростков, что неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров по общению. По отдельным показателям также зафиксированы высокие значения. Респонденты данной выборки проявляют завуалированную жестокость в отношении к другим людям, в суждениях о них, для них характерна «маскировка» своих негативных оценок и переживаний по поводу большинства окружающих в процессе общения с ними. Многие подростки данной выборки проявляют открытую жестокость в отношениях к людям, не скрывают / не смягчают свои негативные оценки и переживания по поводу окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Определенный «вклад» в формирование негативной коммуникативной установки у подростков вносит и негативный личный опыт общения с окружающими.

Результаты исследования показали, что старшие подростки, являясь активными пользователями Интернета, посещают его чаще всего с целью общения. Виртуальное общение подростков становится замещающим для общения реального, постепенно вымещая последнее. При этом подростки, принявшие участие в исследовании, проявляют характеристики, затрудняющие реальное общение. Полученные данные свидетельствует о необходимости проведения комплекса мероприятий, направленных на профилактику интернет-зависимости у старших подростков – активных пользователей интернета.

 

Список литературы

  1. Арестова, О.Н. Мотивация пользователей интернета / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Bойскунский // Гуманитарные исследования в Интернете: сб. науч. ст. / под ред. А.Е. Войскуновского. – М.: Можайск-Терра, 2000. – С. 55–76.
  2. Бабаева, Ю.Д., Интернет: воздействие на личность / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра. 2000. – С.11–39.
  3. Мельникова, О.Т. Проективные методики в качественном исследовании отношения подростков к телевидению и интернету / О.Т. Мельникова, Е.А. Фетисова // Вопросы психологии, 2010. – № 5. – С. 130–137.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.