Отношение к насилию в семье у подростков

Москалюк В.Ю., к.псх.н.

Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина,

Республика Беларусь, г. Брест

 

Сегодня, наверное, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Нам хочется думать, что в своей семье мы всегда, как в надежном убежище, сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Чтобы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обрести семейный покой оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания [4]. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономических особенностей. Наиболее страшной и опасной для общества формой семейного насилия является насилие в отношении несовершеннолетних. Многочисленные факты того, что дети стали жертвами насилия или оказались перед угрозой смерти от рук родителей становятся в последнее время обычными. Согласно опросу школьников, проведенному в Барнауле, более 40% опрошенных учащихся 8–11-х классов признались, что они являются жертвами насилия в семье [5].

Насилие в семье – это умышленное нанесение физического и/или психологического ущерба и страдания членам семьи, включая угрозы совершения таких актов, как принуждение, лишение личной свободы [3]. Насилие над детьми – сложная проблема, которая часто укореняется в предыдущих поколениях. Она охватывает проблемы самоуважения, близости, отчуждения, реальности в ожиданиях, в успехе, напряженности и другие. Дети, пережившие насилие в семье, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети – жертвы насилия – часто находят в криминальной, асоциальной среде.

Материалы, представленные ниже, отражают некоторые результаты исследования осведомленности подростков о теме насилия за период с 2012 по 2013 год с использованием авторского опросника. Исследование проводилось на базе трех общеобразовательных школ Республики Беларусь. Выборка исследования составила 86 человек – учащихся в возрасте 13-15 лет. Гендерный состав респондентов – 34 девочки и 52 мальчика.

Определяя понятие насилия, подростки чаще указывали, что это унижение одного человека другим (51% от выборки в целом), что отражает содержание данного понятия и совпадает с трактовкой насилия у некоторых авторов. В 16% случаев подростки рассматривают насилие как причинение физического вреда человеку, таким образом, иные формы насилия не указываются в качестве таковых. Некоторые подростки связывают насилие с проявлением власти одного человека над другим (14% учащихся), с «желанием самоутвердиться», так ответили 5 подростков. Подчеркивая несправедливость и неоправданность насилия, 13% опрошенных указали, что насилие – это «когда родители обижают ребенка просто так». Все указанные трактовки понятия «насилие» «сужают» его содержание, позволяют предположить, что подростки слабо представляют себе содержание данного термина.

Распределение ответов на вопрос «Как ты относишься к проблеме насилия?» показало, что осуждают насилие 56% подростков (варианты ответов «насилие недопустимо», «нельзя использовать насилие», «я осуждаю насилие» и другие). Считают, что нужно отстаивать права тех, кого унижают (женщин, детей, стариков), 16% учащихся. Некоторые подростки оправдывают насилие (8 человек). Они полагают, что «если на вас нападают, вы отвечаете, а это насилие», что «есть случаи, когда насилие спасает вам жизнь», указали, что «я допускаю насилие, потому что отвечу обидчику». Отметим, что среди таких ответов только в одном случае ответ принадлежит девочке-подростку. Фактически каждый пятый учащийся указал, что хотел бы научиться противостоять насилию (варианты ответов «хочу понять, как правильно ответить на насилие», «хочу выучить, как сопротивляться насилию», «насилие существует, значит, я должен знать, как ответить насильнику» и другие). Ответы респондентов относятся к разным категориям, но косвенно показывают, что подростки не только являются свидетелями насилия в обществе, но и становятся его жертвами.

Определяя понятие «семейное насилие», подростки в 65% случаев указывают на «жестокое обращение с детьми», 24% считают, что семейное насилие – это «плохое отношение к членам семьи», «насилие над детьми и взрослыми». Некоторые учащиеся связывают семейное насилие с супружескими отношениями. Так семеро респондентов дали ответы следующего содержания: «жестокое обращение мужа с женой», «избиение мужем жены»; трое указали на «оскорбление мужа женой», «обвинение мужа женой». Восемь подростков полагают, что семейное насилие это – «издевательство над пожилыми и стариками в семье», «плохое отношение к родителям-пенсионерам», «жестокое обращение с пожилыми взрослых детей». Таким образом, понятие семейного насилия не имеет однозначного определения, но чаще рассматривается как насилие по отношению к детям. Такое распределение ответов может быть маркером представления подростков о том, кто является менее защищенным в семейной системе.

По мнению подростков, в семье больше всего распространено физическое насилие, так считает 91% подростков. Другие виды насилия указываются подростками реже – психологическое насилие в 36% случаев, экономическое насилие – в 12% случаев, сексуальное насилие – в 3% случаев. Мы полагаем, что такие виды насилия, как психологическое и экономическое, в целом слабо дифференцируются подростками, не рассматриваются ими как виды насилия.

При этом только 7 подростков (8% от выборки) рассматривают физическое наказание как акт насилия, 87% учащихся не рассматривают физическое наказание как насилие. Противоречия в ответах подростков подтверждают ответы на вопрос: «Какие виды наказания ты считаешь проявлением насилия?» Физическое наказание считают проявлением насилия 85% подростков, 35% считают насилием запрет смотреть телевизор, играть на компьютере, 24% учащихся указали в качестве такового оскорбление, 16% – «домашний арест» (родители не разрешают общаться с друзьями), 12% – лишение карманных денег.

В числе причин насилия в семье на первом месте – алкоголизм родителей (84% респондентов), на втором месте – жизненные проблемы (51%), что согласуется с данными, представленными в работах ряда авторов [3], на третьем – демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ (40% респондентов). Причины насилия в семье подростки видят и в личностных характеристиках родителей: 24% учащихся отметили неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы), 16% – склонность личности к насилию. Упоминаются респондентами и традиции воспитания в семье – 13% учащихся, а также неурядицы на работе – 9%.

По мнению подростков, ребенок или подросток, ставший жертвой насилия, может обратиться за помощью на Телефон доверия (85% опрошенных), в милицию (40%), в социальные службы (28%), к психологу (24%), в скорую помощь, а затем в милицию (16%). В числе редко упоминавшихся ответов – Центр помощи семье, классный руководитель, администрация школы и вариант ответа «никому не говорить».

Среди вариантов решения проблемы жестокого обращения с детьми в семье, предложенных подростками, первое место принадлежит варианту «умение находить компромисс», его указал 61% респондентов. На втором месте вариант – «все проблемы с детьми можно решить без насилия». Часто учащихся считают, что «нужно ребенку объяснять, как правильно поступить» (23%). В выборке некоторые подростки категоричны в решении данной проблемы, они предлагают «лишать родительских прав тех, кто жестоко обращается с ребенком» (16%).

Согласно данным опроса, многие учащиеся знакомы с темой семейного насилия, но отношение подростков к нему не является однозначным как в части понимания содержания понятия «насилие» и того, что можно считать фактами насилия в семье, так и в части понимания причин насилия и возможностей решения проблемы насилия в семье.

Многочисленные теории пытались объяснить жестокое обращение родителей с детьми, определить психологические и психосоциальные факторы риска насилия над детьми. Последние всегда связаны с взаимодействием в семье, с агрессией, направленной на ребенка; появляются в стрессовых ситуациях и обстоятельствах. Насилие, как правило, – результат комплекса различных причин, в которых задействованы различные психологические и часто встречающиеся факторы, но степень их влияния при тех или иных формах насилия различна [2]. Специальные исследования отношения взрослых к применению различных видов насилия над детьми, проведенные учёными и практиками, позволили установить, что 60% опрошенных родителей были убеждены в оправданности использованных мер физического воздействия и считают, что физическое наказание является необходимым и эффективным средством контролирования детского поведения [6]. Многие родители прибегают к нему хотя бы однажды в жизни в тех ситуациях, когда, по их убеждению, ребенок нарушил правила, установленные взрослыми. Среди основных причины, провоцирующих взрослых применять меры физического воздействия по отношению к детям, следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, не выполнение домашних обязанностей и т.п. [6].

Дети являются наиболее ранимыми к проявлениям любого вида насилия. Особенно критическими являются дошкольный и подростковый возрастные периоды, которые большинством исследователей рассматриваются «возрастами риска» в отношении насилия [1]. До недавнего времени проблема насилия над детьми оставалась практически закрытой для обсуждения, что не давало полного представления о её масштабах и серьезности, в то время как дети могут подвергаться насилию не только в семье, но и в школе, со стороны других социальных институтов. Защита детей и подростков от насилия и жестокости и предупреждение преступлений против них является социально важной и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный, комплексный характер, включает работу правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, учреждений образования, медицинской и психологической служб.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауэр, В.В. Насилие в семье как социально-педагогическая проблема / Е.Ю. Коновалова, В.В. Бауэр, А.Н. Богатырева, Т.В. Рюмина. – Новосиб. гос. пед. ун-т, фак. нач. кл. – Новосибирск, 2007. – 244 с.

2. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. СПб. : Прайм-Еврознак, 2001. – 510 с.

3. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. – СПб. : Издательский дом «Питер», 2012. – 398 с.

4. Елисеев, Д. Жестокое обращение с детьми как проблема современного 
общества / Д. Елисеев. – М.: Свобода, 1999. – 386 с.

5. Середа, Н. Настолько широко, что даже не видно / Н. Середа // Насилие и социальные изменения. – 2000 – № 2 – С.29–34.

6. Платонова, Н.М. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации / Н.М. Платонова, Ю.П. Платонов. – СПб. : Речь, 2004. – 592 с.